Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Аксиологическая неоднозначность социального отбора в образовании

А.А. Соловьев
80,00 ₽

УДК 1:378

DOI 10.20339/AM.12-23.038

 

А.А. Соловьев,

канд. филос. наук, доцент,

кафедра «Философия и право»

Волгоградский государственный технический университет

e-mail: lokotigr@mail.ru

 

Актуальность проблемы вызвана необходимостью осознанного выбора молодыми людьми своих жизненных приоритетов и ориентиров. Цель данной работы — изучение ценностных оснований индивидуального выбора и социального отбора в образовании. Представлены разные подходы к пониманию значимости селекционирующей функции образовательной деятельности. Проведена классификация приоритетов профессионального и социального выбора, а также критериев выявления оптимальных путей индивидуального развития. Исследованы факторы, определяющие смысл образования в исторической ретроспективе. Рассмотрены внутренние механизмы профессионально-образовательной структуры общества, определяющие ее как канал социальной мобильности. Одновременно представлена позиция, которая показывает неоднозначность влияния того или иного механизма на будущее: некоторые события могут одновременно способствовать как вертикальной мобильности, так и горизонтальной. При этом автор нацелен на выявление аксиологических принципов, по которым устанавливаются границы отнесения того или иного случая к разным социальным лифтам. Ставится вопрос о моральном выборе преподавателя при организации педагогической деятельности, учитывающей способности и перспективы обучающихся. Отмечается амбивалентность этой ситуации в отношении влияния на дальнейшую деятельность субъекта. В этом смысле устанавливается как противоречивость, так и диалектическое единство социального отбора и личностного выбора.

Ключевые слова: образование, индивидуальный выбор, социальный отбор, успешность, познавательные способности, дискуссионный метод.

 

Литература

 

1. Malcolm Gladwell. Outliers: The Story of Success. Little, Brown and Company, 2008. 309 p.

2. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Ф. Бэкон. Сочинения. В 2-х т. Т. I. М.: Мысль, 1971. С. 57–588.

3. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 169–183.

4. Волков Д. Свобода воли. Иллюзия и возможность. М.: Карьера Пресс, 2018. 368 с.

5. Колесникова Е.Ю. Концепция социоструктурной функции образования в контексте современного модернизации // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2011. № 2. С. 64–68.

6. Попов А.А., Аверков М.С., Матюнина М.А. Самоопределение: модель и способ организации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 65. С. 154–170. DOI: 10.17223/1998863X/65/15

7. Саймон Б. Общество и образование. М.: Прогресс, 1989. 200 c.

8. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. 688 с.

9. Соловьев А.А., Соловьева Л.С. Альтернативные формы демонстрации компетенций в образовании // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 8. С. 32–37. DOI: 10.20339/AM.08-20.032

10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

11. Яковлева И.В. Эпистемологический анализ образовательных парадигм и поиск путей выстраивания нового образовательного вектора (социокультурный подход) // Философия образования. 2017. № 3. С. 38–50. DOI: 10.15372/PHE20170304