Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Применение нейродидактических принципов при подготовке слушателей программ дополнительного профессионального образования

В.Г. Лизунков
80,00 ₽

УДК 37.09-043.8/.9:159.95

DOI 10.20339/AM.11-23.050

 

В.Г Лизунков,

канд. пед. наук, доцент

Юргинский технологический институт (филиал)

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

SCOPUS AuthorID: 57193741070)

WoS ResearcherID: M-8208-2016, ORCID: 0000-0002-8826-4099,

AuthorID РИНЦ: 765960, Elibrary SPIN-код: 7418-8137

e-mail: vladeslave@rambler.ru

 

В процессе формирования необходимых знаний, умений и навыков слушателей особое внимание уделяется подходам и применению современных методик в процессе их обучения. В последние годы многие ученые и преподаватели стали придавать особое значение применению нейродидактических принципов в процессе проведения занятий. Нейропедагогика — относительно молодая наука, представляющая собой инструмент взаимодействия между когнитивными нейронауками и дидактикой. Ее задача состоит в том, чтобы использовать результаты исследований особенностей мозга человека в отношении обучения и памяти для дидактики и сделать их пригодными для применения в образовательном процессе. Наше исследование предназначено для того, чтобы дать представление о наиболее важных результатах и, таким образом, предложить новые способы эффективного преподавания для слушателей в системе дополнительного профессионального образования (ДПО). В работе представлено описание системы головного мозга, в частности лобной, теменной, затылочной и височной долей. Описана лимбическая система мозга и определены наиболее важные ее функции, имеющие отношение к обучению. Представлено описания влияния возрастных и гендерных факторов на процесс обучения. Проанализированы основные положения нейродидактики и разработаны авторские нейродидактические принципы. Приведены основные положения нейродидактики европейских ученых и практиков. Представлен пример внедрения нейродидактических принципов в процесс подготовки слушателей, обучающихся по направлению «Экономика» в рамках дисциплины «Информатика».

Ключевые слова: нейропедагогика, нейродидактика, принципы, головной мозг, слушатели инженерных вузов, информатика, экономика.

 

Литература

1. Ширшов Е.В. Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений: уч. пос. М.: Изд. дом Академии Естествознания, 2017. 138 с.

2. Westerhoff, N. Neurodidaktik auf dem Prüfstand. Gehirn & Geist. 2008. No. 12. S. 36–43.

3. Becker, N. Hirngespinste der Pädagogik. Psychologie Heute. 2009. No. 11. S. 72–77.

4. Roth, G. Warum sind Lehren und Lernen so schwierig? Zeitschrift für Pädagogik. 2004. No. 50. S. 496–506. DOI: 10.25656/01:4823

5. Spitzer, M. Gehirnforschung für lebenslanges Lernen. In OECD (Hrsg.), Auf dem Weg zu einer neuen Lernwissenschaft. 2005. S. 1–20.

6. Brand, M., Markowitsch, H.J. Lernen und Gedächtnis aus neurowissenschaft-licher Perspektive — Konsequenzen für die Gestaltung des Schulunterrichts. In: Neurodidaktik: (Hrsg. Herrmann, U.), Grundlagen und Vorschläge für gehirngerechtes Lerhren und Lernen. 2009. S. 69–85

7. Textor, M.R. Gehirnentwicklung im Kleinkindalter - Konsequenzen für die Erziehung // Abgerufen am 17.8.2010 von Staatsinstitut für Frühpädagogik (IFP) (2010). URL : http://www.ifp.bayern.de/veroeffentlichungen/infodienst/textor-gehirnent...

8. Kraft, U. Die Macht des Weiblichen. Gehirn & Geist Dossier: Wer bin ich? 2005. S. 50-55.

9. Herrmann, U. Neurodidaktik: Grundlagen und Vorschläge für gehirngerechtes Lehren und Lernen. Weinheim, 2009. Basel: Beltz.

10. Bischof-Köhler, D. Von Natur aus anders. Stuttgart, Berlin, Köln: Kohlhammer. 2002.

11. Arnold, M. Brainbased learning and teaching. In U. Herrmann. Neurodidaktik: Grundlagen und Vorschläge für gehirngerechtes Lehren und Lernen. 2009. S. 182–195.

12. Надеева М.И., Надеева Д.Б., Шакуров Р.Х. К вопросу о формировании целостного рационально образного миропонимания у слушателей технологического университета // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-tselostnogo-r... (дата обращения: 16.01.2023).

13. Оганнисян А.В. Постановка проблемы функциональной асимметрии мозга в психологической науке // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postanovka-problemy-funktsionalnoy-asi... (дата обращения: 16.01.2023).

14. Меерзон Т.И. Дифференцированный подход в обучении слушателей с учетом функциональной асимметрии мозга // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-3. С. 129–136. — EDN YPZHIP. (дата обращения: 16.01.2023).

15. Белянская Т.Э. Социально-психологические характеристики студенческого возраста // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 3 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-harakterist... (дата обращения: 16.01.2023).

 

Благодарность: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00046. URL: https://rscf.ru/project/23-28-00046/