Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Оптимизация медиамодели патриотического воспитания студентов в вузе: социолингвистический аспект

Н.С. Олизько, Е.А. Хомутникова
80,00 ₽

УДК 81`27-052

DOI 10.20339/AM.10-23.096

 

 

Н.С. Олизько,

д-р. филол. наук, профессор,

заведующий кафедрой «Английский язык»

Челябинский государственный университет

e-mail: olizko@yandex.ru

Е. А. Хомутникова,

канд. филол. наук, доцент

кафедры «Социология, социальная работа и организация работы с молодежью»

Курганский государственный университет

e-mail: ea7878@mail.ru

 

Данное исследование выполнено в русле социолингвистики и посвящено разработке комплексного подхода к повышению эффективности патриотического воспитания студенческой молодежи. Проект, реализованный на базе Челябинского и Курганского государственных университетов, включает в себя комплекс исследований, проводимых как на теоретическом, так и на экспериментальном уровне. В рамках экспериментальной части исследования проведен опрос 360 студентов данных вузов с целью определения наиболее эффективных путей оптимизации университетского медиапродукта, нацеленного на формирование объективного представления о патриотизме как значимой государственной ценности. По результатам исследования авторами предложена поэтапная методика реализации патриотического медиапроекта в университетской медиасреде. Рекомендации по созданию медиасреды, в которой осуществляется трансляция объективного представления о патриотизме как значимой государственной и личностной ценности, представлены с позиций социологии, педагогики и лингвистики.

Ключевые слова: патриотизм, укрепление патриотической позиции, университетский медиадискурс, медиапроект, этноспецифический концепт.

 

Литература

  1. Окладникова Е.А. Методы патриотического воспитания в образовательной среде средней школы и вуза: сравнительный анализ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2022. № 206. С. 120–132.
  2. Ёлкин С.М., Косова А.А. О содержании понятий «Патриотизм» и «Патриотическое воспитание» // Вестник НовГУ. 2017. № 1 (99). С. 14–16.
  3. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. 590 с.
  4. Сулимин В.В., Благинин В.А., Сулимин В.В. Концептуальные подходы к пониманию феномена патриотизма в социологической науке // ВЭПС. 2016. № 3. С. 176–180.
  5. Воскрекасенко О.А., Константинов В.В., Пашин А.А., Тренгулов К.Р. Диагностика патриотизма студенческой молодежи в системе профессионального воспитания в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. С. 47–54.
  6. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации: методические рекомендации. URL: https://www.рцпв.рф/wp-content/uploads/2022/12/Metodicheskie-rekomendatsii-po-Osnovam-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii.pdf
  7. Рожкова Л.В., Сальникова О.В. Роль высших учебных заведений в развитии патриотических ценностей молодежи в современных условиях // Гуманитарий Юга России. 2023. Т. 12. № 1 (59). С. 109–123.
  8. Филаткина Г. Современная российская молодежь vs телевидение // МедиаТренды: Экспертный взгляд факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова на события в СМИ. 2020. № 1 (73). С. 4.
  9. Дунас Д. Медиа для российской молодежи — это социальная среда и культурное пространство // МедиаТренды: Экспертный взгляд факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова на события в СМИ. 2020. № 1 (73). С. 2–3.
  10. Лапшинова К.В., Подольская А.А. Доверие молодежи к информации российских СМИ // Русский космизм: история и современность. Место и роль науки и технологий в решении глобальных проблем современности: сб. трудов по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции, Королёв, 22 декабря 2022 г. / под ред. Т.Ю. Кирилиной. М.: Русайнс, 2023. С. 137–145.
  11. Егошина Н.Г. Возможности современного вуза для патриотического воспитания студентов // THEORIA: педагогика, экономика, право. 2023. № 1 (10). С. 48–54.
  12. Иванова Д.В., Константинова В.В. Организационно-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 3. С. 344–351.
  13. Коган Е.А. Отношение студентов к патриотическому воспитанию в вузе // Человеческий капитал. 2021. № 4 (148). С. 203–210.
  14. Крайник В.Л., Прищепа М.А. К вопросу о патриотическом воспитании студентов в современном вузе // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 208–210.
  15. Крылова Е.Л. Формирование патриотического сознания студентов вузов средствами медиавоспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2019. 27 с.
  16. Куликов С.П., Новиков С.В. Особенности патриотического воспитания студентов в отечественных вузах // Московский экономический журнал. 2019. № 11. С. 779–787.
  17. Флоря В.М., Безгодов Д.Н., Волкова О.А. Патриотическое воспитание студенческой молодежи как объект социологического анализа // Вопросы управления. 2018. № 3 (52). С. 105–109.
  18. Мясникова Ю.В. Русская смекалка: содержание этноспецифического концепта // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 59 (3). С. 77–81.
  19. Гунина Л.А. Этноспецифические концепты как отражение национального характера // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 97. С. 169–175.

 

 

 

Исследование выполнено при поддержке Фонда перспективных научных исследований Челябинского государственного университета 2023 г.