Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Вузовская философия сегодня: взгляд преподавателя

Н.И. Лобанова
80,00 ₽

УДК 378::37.09:1

DOI 10.20339/AM.10-23.066

 

Н.И. Лобанова,

канд. филос. наук, доцент

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева

e-mail: nanakrasnoyarsk@yandex.ru

 

Статья посвящена анализу ситуации, сложившейся на сегодняшний день в области преподавания философии на непрофильных (нефилософских) направлениях обучения. Статья состоит из двух частей. Первая часть представляет собой краткий обзор трансформаций, которые претерпело преподавание философии в постсоветский период: кроме анализа содержательных и методических преобразований университетского курса философии, рассматриваются также изменения в установках и образовательных практиках, используемых преподавателями для приобщения студентов к философскому знанию, различные стратегии обучения философии. Во второй части исследуются рабочие программы, регулирующие преподавание данной дисциплины, оценивается степень их методической и содержательной инновационности (по сравнению с предшествующим советским периодом).

Ключевые слова: университетский курс философии, стратегии преподавания философии, учебные программы, проблемы, инновации, практика мышления.

 

Литература

  1. Антипов Г.А. Нужна ли нашим университетам философия? // Высшее образование в России. 2021. № 1. С. 88–100.
  2. Порус В. О кризисе вузовской философии // Высшее образование в России. 2003. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-krizise-vuzovskoy-filosofii (дата обращения: 07.07.2023).
  3. Порус В. Реформа вузовской философии как условие ее выживания // Высшее образование в России. 2008. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reforma-vuzovskoy-filosofii-kak-uslovi... (дата обращения: 07.07.2023).
  4. Розин В.М. Преподавание философии: оптимизация-ликвидация или новый старт? // Философские науки. 2019. Т. 62. № 2. С. 42–57.
  5. Сахарова М.В. Философия в вузе: мать всех наук или падчерица? // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Философские науки. 2016. № 2. С. 49–56.
  6. Щелкунов М.Д. Вузовская философия: требуется перезагрузка // Высшее образование в России. 2021. № 10. С. 99–107.
  7. Agbisit, G.C. (2021) A report on teaching and doing philosophy in the Philippines: Critique and intervention. SURI: Journal of the Philosophical Association of the Philippines, 9.2: 1-42.
  8. Andow, J. (2022) How do philosophers and nonphilosophers think about philosophy? And does personality make a difference? Synthese, 200.2: 162.
  9. Horst, S. (2020) Philosophy as Empirical Exploration of Living: An Approach to Courses in Philosophy as a Way of Life. Philosophy as a Way of Life: Historical, Contemporary, and Pedagogical Perspectives: 293–308.
  10. Iliadi, Simoni, Kostas, Theologou and Spyridon Stelios. (2019) Are University Students Who Are Taking Philosophy Courses Familiar with the Basic Tools for Argument? Teaching Philosophy, 42.3: 197–220.
  11. Ongaro, E. (2019) The teaching of philosophy in public administration programmes. Teaching Public Administration, 37.2: 135–146.
  12. Wright, J. (2020) On the benefits of philosophy as a way of life in a general introductory course. Philosophy as a Way of Life: Historical, Contemporary, and Pedagogical Perspectives: 271–291.