УДК 378::37.09:1
Н.И. Лобанова,
канд. филос. наук, доцент
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева
e-mail: nanakrasnoyarsk@yandex.ru
Статья посвящена анализу ситуации, сложившейся на сегодняшний день в области преподавания философии на непрофильных (нефилософских) направлениях обучения. Статья состоит из двух частей. Первая часть представляет собой краткий обзор трансформаций, которые претерпело преподавание философии в постсоветский период: кроме анализа содержательных и методических преобразований университетского курса философии, рассматриваются также изменения в установках и образовательных практиках, используемых преподавателями для приобщения студентов к философскому знанию, различные стратегии обучения философии. Во второй части исследуются рабочие программы, регулирующие преподавание данной дисциплины, оценивается степень их методической и содержательной инновационности (по сравнению с предшествующим советским периодом).
Ключевые слова: университетский курс философии, стратегии преподавания философии, учебные программы, проблемы, инновации, практика мышления.
Литература
- Антипов Г.А. Нужна ли нашим университетам философия? // Высшее образование в России. 2021. № 1. С. 88–100.
- Порус В. О кризисе вузовской философии // Высшее образование в России. 2003. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-krizise-vuzovskoy-filosofii (дата обращения: 07.07.2023).
- Порус В. Реформа вузовской философии как условие ее выживания // Высшее образование в России. 2008. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reforma-vuzovskoy-filosofii-kak-uslovi... (дата обращения: 07.07.2023).
- Розин В.М. Преподавание философии: оптимизация-ликвидация или новый старт? // Философские науки. 2019. Т. 62. № 2. С. 42–57.
- Сахарова М.В. Философия в вузе: мать всех наук или падчерица? // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Философские науки. 2016. № 2. С. 49–56.
- Щелкунов М.Д. Вузовская философия: требуется перезагрузка // Высшее образование в России. 2021. № 10. С. 99–107.
- Agbisit, G.C. (2021) A report on teaching and doing philosophy in the Philippines: Critique and intervention. SURI: Journal of the Philosophical Association of the Philippines, 9.2: 1-42.
- Andow, J. (2022) How do philosophers and nonphilosophers think about philosophy? And does personality make a difference? Synthese, 200.2: 162.
- Horst, S. (2020) Philosophy as Empirical Exploration of Living: An Approach to Courses in Philosophy as a Way of Life. Philosophy as a Way of Life: Historical, Contemporary, and Pedagogical Perspectives: 293–308.
- Iliadi, Simoni, Kostas, Theologou and Spyridon Stelios. (2019) Are University Students Who Are Taking Philosophy Courses Familiar with the Basic Tools for Argument? Teaching Philosophy, 42.3: 197–220.
- Ongaro, E. (2019) The teaching of philosophy in public administration programmes. Teaching Public Administration, 37.2: 135–146.
- Wright, J. (2020) On the benefits of philosophy as a way of life in a general introductory course. Philosophy as a Way of Life: Historical, Contemporary, and Pedagogical Perspectives: 271–291.