УДК 37.02
Т.А. Шипаева,
канд. хим. наук, доцент
кафедра биологии и биоинж енерии
Волгоградский государственный университет
e-mail: shipaevat@mail.ru
Данная статья посвящена преподавателям с техническим образованием. В ней рассматривается важный аспект педагогической науки, связанный с системным подходом к процессу обучения. Показано, как системный подход взаимосвязан с закономерностями процесса обучения в вузе, так как является более качественным и современным. Он предоставляет больше возможностей для усвоения учебной информации, что улучшает оценки при контроле качества знаний.
В статье отмечается, что логическая структура учебного курса, подчиненная системным закономерностям, повышает эффективность усвоения. Приводится пример логической структуры дисциплины «Инженерная графика». Показано, что обучение, как и всякое педагогическое действие, всегда имеет цель.
Ключевые слова: педагогика, система, взаимосвязь элементов, процесс обучения, закономерности функционирования.
Литература
1. Жумагалиева Ж.Т. Результаты международных мониторинговых исследований в свете парадигмы «единой школы» // Психология и педагогика в системе гуманитарного знания: материалы XII Международной научно-практической конференции. Москва, 2 октября 2014 г. М: Институт стратегических исследований, 2014. C. 89–95.
2. Шатеева Ф.Т., Мищенко Е.С., Чернышов Н.Г. и др. Международный проект ENTER: новый подход к педагогической подготовке преподавателей инженерных дисциплин // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 65–74.
3. Карпенко М. Новая парадигма образования. XXI века // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 93–98.
4. Шипаева Т.А. Профессиональные компетенции преподавателя // Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки: сб. Ч. III. М.: Перо, 2019. С. 79–82.
5. Жумагалиева Ж.Т. Мировые тенденции развития высшего образования в современном мире. Компетентностно-деятельностный подход как стратегический приоритет современной модернизации системы образования: Материалы Международной научно-практической конференции. 18–23 августа 2014 г. / под ред. А.В. Петрова. Горно-Алтайск: РМНКО, 2014. С. 42–48.
6. Писарев Н.Н., Насонова Н.А., Соколов Д.А. и др. Стиль педагогического общения преподавателя и студентов // Однораловские морфологические чтения: сборник научных трудов, посвященный 120-летию со дня рождения проф. Н.И. Одноралова и 100-летию ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Воронеж, 2018. С. 210–212.
7. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. М.: Академия, 2008. 256 с.
8. Кривотулова Е.В., Турбина Н.Е. Развитие преподавателя высшей школы в контексте профессионально-педагогической деятельности // Психолого-педагогическая эффективность преподавателя высшей школы как фактор развития современного профессионального образования: сб. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2012. 376 с.
9. Найниш Л.А. Педагогика в техническом вузе — проблемы и решения // Образовательная среда сегодня и завтра. М., 2006.
10. Ярыгин О.Н. «Компетентность» и «компетенция» как эмерджентные свойства деятельности человека // Вектор науки ТГУ. 2011. № 1. С. 345–348.
11. Найниш Л.А. Алгоритм построения логической структуры учебного курса // Инновационные технологии организации процесса обучения в техническом вузе. Пенза, 2008.
12. Логинов И.И. Содержание и структура закономерностей процесса обучения. М., 2012. 180 с.
13. Найниш Л.А. Структурный анализ курса начертательной геометрии // Высшее образование сегодня. 2003. № 9.
14. Токарева Т.Н., Алексеев К.А. Поиск новых форм и методов активизации творческой деятельности обучающихся // Перспективы модернизации современной науки. 2015. № 9. С. 63–65.
15. Ильичева В.Н., Белов Е.В., Насонова Н.А. Проблемы профессионального образования в России // Педагогические и социологические аспекты образования: матер. Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2018. С. 65–66.