УДК 37.01
А.В. Купавцев,
канд. пед. наук, доцент
Кафедра физики
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
e-mail: avkup@bk.ru
Способность действовать в предметном мире существования человека и когнитивном мире познания не передается генетически, а усваивается прижизненно, субъектно, что составляет базис всякого обучения. Человек, наполняя содержанием позицию личностного и профессионального саморазвития, осваивает общественный опыт деятельности в субъектном самообучении. Сформулированы и проиллюстрированы примерами необходимые условия усвоения общественного опыта в субъектном обучении.
Ключевые слова: субъект деятельности, субъектная технология образования, субъектное обучение студентов.
Литература
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. в 50 т. 2-е изд. Т. 42. М.: Госполитиздат, 1955–1981.
2. Лекторский В.А. Cубъект. Объект. Познание. М.: Наука. 1980. 352 с.
3. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М.: Институт психологии РАН, 2013. 464 с.
4. Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? / Эпистемология классическая и не классическая. М.: Эдиториал УРСС, 2006. С. 75–87.
5. Купавцев А.В. Концепция современной образовательной парадигмы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 6. С. 10–15. DOI: 10.20339/AM.06-17.010
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004. 352 с.
7. Сластёнин. М.: Магистр-пресс, 2000. 485 с.
8. Краевский В.В. Научные исследования в педагогике и современность // Педагогика. 2005. № 2. С. 13–20.
9. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2006. 589 с.
10. Брушлинский А.В. О формировании психического / Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.
11. Абульханова К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М. – Воронеж, 1999. 224 с.
12. Купавцев А.В. Самостоятельная работа под руководством преподавателя как самообучение физике студентов технического университета // Физическое образование в вузах. 2010. Т. 16. № 3. С. 40–53.
13. Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика. 2005. № 10. С. 27–33.
14. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологи. 1960. № 1.
15. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. С. 142.
16. Кондратьев А.Ю., Курлов А.В. Содержательные компоненты индивидуализации обучения в вузе // Высшее образование сегодня. 2023. № 1. С. 40–43.
17. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука. 1977. 380 с.
18. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Ин‑т практической психологии, 1996. 392 с.
19. Алиев И.Н., Толмачев В.В. Сборник задач по электродинамике / под ред. В.В. Толмачева. М.: Изд-во МГТУ, 1996. 60 с.
20. Купавцев А.В., Семиколенов А.В. Механические силы и основная задача механики. Ч. 2. Механика — стержневая линия общего курса физики // Физическое образование в вузах. 2017. Т. 23. № 1. С. 39–49.
21. Талызина Н.Ф. Влияние идей на развитие педагогической психологии // А.Н. Леонтьев и современная психология. М.: Изд-во Московского университета, 1983. 288. С. 78–87.
22. Леонтьев А.Н. Обучение как проблема психологии // Вопросы психологии. 1957. № 1. С. 10–11.
23. Купавцев А.В. Кластерное обучение // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 12. С. 45–50. DOI: 10.20339/AM.12-18.045
24. Купавцев А.В. Деятельностный аспект обучения физике в техническом университете. М.: МГТУ. 2002.
25. Иродов И.Е. Задачи по общей физике. М., 1998.
26. Купавцев А.В. Когнитивные модели мышления // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 5. С. 77–82. DOI: 10.20339/AM.05-23.077
27. Идиатулин В.С. Когнитивные факторы учебного процесса // «Физика в системе инженерного образования стран ЕврАзЭс»: материалы школы-семинара. Министерство образования и науки РФ, 2008. С. 165–167.
28. Майоров А.А., Седякин В.П., Шкуров Ф.В. Информационно-когнитивные технологии обучения в техническом университете // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. 2016 № 1.
29. Шпольский Э.В. Атомная физика. Т. 1. Введение в атомную физику. М.: Физматгиз, 1963. 576 с.