Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Соответствие психотипа студента сценарию учебного процесса

О.В. Андрюшкова, Н.Л. Абрамычева, А.Ю. Адайкина
80,00 ₽

УДК 378:159.9

https://doi.org/10.20339/AM.05-23.056 

 

О.В. Андрюшкова

канд. хим. наук, доцент

зав. лабораторией методики преподавания химии

 кафедры общей химии

Химический факультет

МГУ имени М.В. Ломоносова

e-mail: o.andryushkova@gmail.com

Н.Л. Абрамычева,

канд. хим. наук, доцент

Химический факультет

МГУ имени М.В. Ломоносова

e-mail: nataliacat@mail.ru

А.Ю. Адайкина,

студентка

Химический факультет

МГУ имени М.В. Ломоносова

e-mail: anastasya.adajkina@yandex.ru

 

В статье рассматриваются вопросы соответствия психотипа обучающихся и модели организации учебного процесса по дисциплинам химического профиля для нехимических направлений университета. Рассмотрены базовые и вторичные критерии, влияющие на уровень обученности студента. Отталкиваясь от теории личности К.Г. Юнга, в которой была предложена модель психологических типов, и применяя анкетирование студентов по методике Майерс – Бриггс, была сделана попытка определить психотип «среднего» студента по потоку для составления рекомендаций по формированию учебного процесса.

Ключевые слова: качество обучения, критерии обученности, диаграмма Исикавы, психотип личности студента, химическое образование

 

Литература

  1. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970.
  2. Остапенко А. А. Теория педагогической системы Н.В. Кузьминой: генезис и следствия // Человек. Сообщество. Управление. 2013. № 4. С. 37–52.
  3. Круглов В.И., Горленко О.А., Можаева Г.В. Становление и развитие систем качества образовательных учреждений // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 46–51.
  4. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пос. М.: Педагогическое образование России, 2001, 102 с.
  5. Andryushkova O., Grigoriev S. The Influence Online Learning Quality Criteria Selection on Negentropy// CEUR Workshop Proceedings. Aachen, 2020. V. 2770. P. 127–139.
  6. Диаграмма причинно-следственной связи Исикавы/Ишикавы. URL: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/diagramma-isikavy.html
  7. Андрюшкова О.В., Григорьев С.Г. Трансформация критериев качества онлайн-обучения // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития. Ростов-н/Д.: изд-во ЮФУ, 2020. С. 278–299.
  8. Анкудинова С.А., Непочатых И.А. Влияние психотипа личности на выбор стратегии коммуникации студентами — будущими учителями // Евразийский союз ученых. 2018. № 3-5 (48). С. 5–8.
  9. Аниськина М.С. Психологические типы студентов при обучении в техническом вузе (на примере Московского политехнического университета) // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. Т. 11. № 1. С. 34–44.
  10. Meral Pera, Aylin Beyoğlu. Personality types of students who study at the departments of numeric, verbal and fine arts in education faculties // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2011. 12. Р. 242–247.
  11. Hernández-Hernández M.E. et al. Measurement of the Jungian Psychological Types in Mexican university students // Acta de Investigación Psicológica. 2017. Vol. 7. P. 2635–2643.
  12. Минюрова С. А. Психология самопознания и саморазвития: уч-к Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2012. 320 c.
  13. Юнг К.Г. Психологические типы / под ред. В. Зеленского; пер. С. Лорие. СПб. Азбука, 2001. 718 с.
  14. Шарп Д. Типы личности: Юнговская типологическая модель / пер. с англ. В.В. Зеленского. Изд. 3-е, испр. М.: Добросвет, ИД «Городец», 2016. 220 с.
  15. Минахметова А.З., Ахметшина Э.Н. Исследование психологического типа субъектов образовательного процесса // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 2. С. 94–96.
  16. Смирнова А.А. Языковая личность персонажа литературного произведения и психотип человека (на примере произведений М.А. Булгакова): автореф. дис. … канд. филолог. наук. М., 2011.
  17. Казымова О.Н., Глухенький И.Ю. Влияние психотипа преподавателя на качество образования // Филологические и социокультурные вопросы науки и образования. Сборник материалов IV Международной научно-практической очно-заочной конференции. Краснодар, 2019. С. 1054–1059.
  18. Ушаков Р.А. Профайлинг в системе управления педагогическим коллективом общеобразовательной организации // Мастер-класс. 2021. № 4. С. 10–20.
  19. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб., 2009, 256 с.
  20. Isabel Briggs Myers with Peter B. Myers. Gift Differing. М.: Consulting Psychologist Press, Inc., 1995 (пер. А.П. Тихонова).