Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Препятствия на пути экологического образования: философский анализ

Н.В. Попкова
80,00 ₽

УДК 502/504:1

https://doi.org/10.20339/AM.05-23.043

 

Н.В. Попкова,

д-р филос. наук, канд. тех. наук, доцент,

профессор кафедры «Гуманитарные и социальные дисциплины»

Брянского государственного технического университета

e-mail: npopkova12@rambler.ru

 

Экологизация общественного сознания представляется необходимым условием решения глобальной экологической проблемы. Рассмотрены основные теоретические затруднения, встающие перед экологическим образованием в современном мире. Показано, что наличие в учебном курсе некоторых научно не обоснованных философских идей и публицистических лозунгов может уменьшить теоретическую обоснованность природоохранных принципов и затруднить экологическое воспитание. Перед человечеством неизбежно встает проблема: увеличивая свое благосостояние, оно ухудшает качество природной среды. Поэтому призывы отказаться ради сохранения природы от идеи научно-технического прогресса фактически означает призыв к маргинализации или к экономическому отставанию. Кроме того, цель природоохранной деятельности часто формулируется неправильно — как экологическое равновесие; но постнеклассическая наука, исследуя саморазвивающиеся системы, показала, что их развитие происходит через кризисы. Таким образом, философия обязана провести теоретический анализ идей, предлагаемых защитниками природы. В качестве примера проанализирована возможность использования идеи ноосферы, выдвинутой В.И. Вернадским, для экологического воспитания. Показано, что Вернадский видел необходимым условием ноосферного перехода единение человечества, но сегодня человечество разделено; следовательно, построение ноосферы в ближайшем будущем невозможно. Поэтому, ввиду того что этот прогноз В.И. Вернадского еще не оправдался, идея ноосферы не выглядит перспективной для использования в современном экологическом образовании.

Ключевые слова: экологическое образование, техногенное общество, философия, ноосфера, биосфера.

 

Литература

 

  1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2003. 576 с.
  2. Гирусов Э.В. Социально-экологическое образование // Век глобализации. 2015. № 1. С. 125–129.
  3. Грачев В.А. Научные идеи В.И. Вернадского как основа для нового мировоззрения и устойчивого развития // Век глобализации. 2015. № 2. С. 143–157.
  4. Керимова Н.И. Концепции экологической этики // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2011. № 8. С. 85–88.
  5. Костина И.Б. Оценка формирования экологического сознания у девочек-подростков в процессе обучения // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 9. С. 48–53. DOI: 10.20339/AM.09-21.048
  6. Костина И.Б. Ценностно-мировоззренческие основания постнеклассического экологического образования и их интеграция // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2016. № 10. С. 115–118. DOI: 10.20339/AM.10-16.115
  7. Мамедов Н.М. Исторический процесс и концепция устойчивого развития // Век глобализации. 2010. №2. С. 33–46.
  8. Маякова А.В. Идентификация и прогнозирование социокультурных рисков современной антропосферы // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2019. № 7. С. 56–59. DOI: 10.20339/AM.07-19.056
  9. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001. 200 с.
  10. Попкова Н.В. Философская экология. М.: URSS, 2010. 351 с.
  11. Попкова Н.В. Философские основания экологической этики и ее преподавание // Alma mater» (Вестник высшей школы). 2018. № 2. С. 26–29. DOI: 10.20339/AM.2-18.026
  12. Преликова Е.А., Грачев С.В. Формирование природоохранной компетентности студентов вуза // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 6. С. 92–98. DOI: 10.20339/AM.06-22.092
  13. Режабек Б.Г. Учение В.И. Вернадского о ноосфере и поиск пути выхода из глобальных кризисов // Век глобализации. 2008. № 1. С. 159–167.
  14. Смирнов Г.С., Смирнов Д.Г., Меликян М.А. Российский ноосферный университет: опыт концептуального конструирования // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 8. С. 23–29. DOI: 10.20339/AM.08-22.023
  15. Туровский М.Б., Туровская С.В. Концепция В.И. Вернадского и перспективы эволюционной теории // Вопросы философии. 1993. № 6. С. 88–104.
  16. Урсул А. Д. В.И. Вернадский и глобальные исследования (к 155-летию со дня рождения ученого) // Век глобализации. 2018. № 3. С. 3–14. DOI: 10.30884/vglob/2018.03.01
  17. Урсул А.Д. Мыслитель глобальной эпохи (К 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского) // Философская мысль. 2013. № 9. С. 1–63.
  18. Чернов К.В. Мировоззренческие и методологические основы преподавания дисциплин по техносферной безопасности // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2018. № 6. С. 37–42. DOI: 10.20339/AM.06-18.037
  19. Чумаков А.Н. Ноосфера В.И. Вернадского: философское и естественнонаучное содержание // Вестник Московского университета. Серия XXVII. Глобалистика и геополитика. 2013. № 1. С. 27–36.
  20. Яншина Ф.Т. Эволюция взглядов В.И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М.: Наука, 1996. 220 с.
  21. Balter B., Faminskaya M. Noosphere as Optimal Control. Part 1. Control Theory, Geosphere and Biosphere // Philosophy and Cosmology. 2017. Vol. 19. Р. 12–33.
  22. Balter B., Faminskaya M. Noosphere as Optimal Control. Part 1. Reflective Noosphere // Philosophy and Cosmology. 2018. Vol. 20. Р. 56–73.
  23. Smirnov G., Smirnov D. Cephalization of the Noosphere: Socio-Philosophical Aspects // Philosophy and Cosmology. 2019. Vol. 22. Р. 37–43.
  24. Sonko S. Man in Noosphere: Evolutoin and Further Development // Philosophy and Cosmology. 2019. Vol. 22. Р. 51–74.