Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Основные проблемы развития научных школ в современном образовании

Ю.Н. Эбзеева, Л.Н. Гишкаева
80,00 ₽

УДК 378:001.89

https://doi.org/10.20339/AM.05-23.035

 

Ю.Н. Эбзеева,

канд. филол. наук, доцент,

заведующая кафедрой иностранных языков

филологического факультета,

Первый проректор – Проректор по образовательной деятельности

Российского университета дружбы народов

имени Патриса Лумумбы (РУДН)

ORCID ID: 0000-0002-0043-7590, SPIN-код: 3316-4356,

AuthorID РИНЦ: 486267; Scopus ID: 57194398624

e-mail: ebzeeva-yun@rudn.ru

Л.Н. Гишкаева,

канд. филол. наук, доцент,

кафедра иностранных языков филологического факультета

Российский университет дружбы народов

 имени Патриса Лумумбы (РУДН)

WoS ResearcherID AAD-8682-2019, Scopus AuthorID 57204500717,

ORCID 0000-0001-7627-5375, РИНЦ AuthorID 613600

e-mail: gishkaeva-ln@rudn.ru

 

В последние годы сильно возросла значимость научных и педагогических знаний для решения проблем образования. Научное сообщество заинтересовано в развитии интеллектуального и творческого потенциала общества. В статье исследуются проблемы развития научных и творческих школ, анализируются гуманитарные научные школы Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы и их вклад в развитие варьирования полинациональных языков в ракурсе миграциологии, цифровизации, языковых контактов, мультикультурализма, этнолингвистики, социолингвистики. На примере кафедры иностранных языков филологического факультета РУДН наличие многоуровневой научной школы (четыре поколения ученых-исследователей) доказывает, что во главе с научными лидерами такой коллектив в результате своей работы добивается высоких показателей и серьезных достижений.

Научные школы являются одним из важных критериев улучшения качества профессионального образования. Роль традиций заключается в передаче накопленных знаний будущим поколениям и сохранении их в рамках конкретного научного сообщества, области и дисциплины. Результаты исследования могут быть применены в деятельности научных сообществ и школ, а также для проведения мониторинга качества, эффективности и введения инноваций в сфере образования и обучения.

Ключевые слова: научные взгляды, научные школы, научно-исследовательская работа, преемственность, система классификаций многообразия, организация подготовки, личность преподавателя и обучающегося.

 

Литература

  1. Антонов А.Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке. М.: Изд-во Московского университета. 1985. 171 с.
  2. Большая Советская энциклопедия в 30 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М.: Советская Эциклопедия. 1978. Т. 29. 640 с.
  3. Борисова В.В. Научная школа Р.Г. Назирова // Назировский архив. 2014. № 1 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-shkola-r-g-nazirova-1
  4. Василенок В.Л., Усик Н.И. The criteria for assessing productivity research schools in universities of Russia // Экономика и экологический менеджмент. 2011. № 1. С. 6–12.
  5. Ведущие научные школы России. Справочник. М.: Янус-К. 1998. 624 с.
  6. Грезнева О.Ю. Научные школы (педагогический аспект). М. 2003. 69 с.
  7. Зербино Д.Д. Научные школы как феномен // Зеркало недели. 2004. № 15. 490 с.
  8. Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе // Психологический журнал. 2000. № 5. Т. 21. С. 106–111.
  9. Москвина Л.П., Свечников С.К. Научная школа К.Н. Санукова // Вестник Марийского государственного университета. Сер. «Исторические науки. Юридические науки». 2016. Т. 2. № 3 (7). С. 38–45.
  10. Наука о науке: сб. статей: пер. с англ. / под ред. В.Н. Столетова. М.: Прогресс. 1966. 424 с.
  11. Научные школы в педагогике: опыт исследования: сб. науч. трудов / науч. ред. С.Д. Поляков, сост. Э.С. Зимин. Ульяновск: УлГТУ. 2002. 72 с. 
  12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М. 1998. 528 с.
  13. Фирсова Н.М. Испанско-русский словарь. Латинская Америка: Словарь. М.: Изд-во Русский язык Медиа. 2006. 610 с.
  14. Фирсова Н.М. Испанский язык в странах Латинской Америки: Колумбия, Эквадор, Пуэрто-Рико: Монография. М.: Муравей. 2002. 162 с.
  15. Фирсова Н.М. Современный испанский язык в Испании и странах Латинской Америки: Монография. М.: Изд-во Восток-Запад. 2007. 352 с.
  16. IV Фирсовские чтения. Язык в современных дискурсивных практиках: материалы докладов и сообщений Международной научно-практической конференции / под ред. А.С. Борисовой, А.В. Игнатенко, Т.В. Лариной, О.В. Ломакиной. М.: РУДН. 2019. 518 с.
  17. Школы в науке: сб. / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Креба, Г. Штейнера. М.: Наука. 1977. 523 с.
  18. Шапка В.В., Бобров Ф.А. Научная школа как социальный институт в РФ // Наука. Мысль. 2015. № 5. С. 58−71.
  19. Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М.: Наука. 1977. С. 7−97.