УДК 159.942-042.3:378
https://doi.org/10.20339/AM.04-23.046
С.В. Сильченкова,
канд. пед. наук, доцент,
Смоленский государственный университет
SPIN-код: 1978-5357, AuthorID: 702858
e-mail: sil-sv@mail.ru
В.М. Царёва
д-р мед. наук, профессор
Смоленский государственный медицинский университет
SPIN-код: 3618-2129, AuthorID: 469054
e-mail: tsarev.al@mail.ru
Исследован уровень профессионального эмоционального выгорания педагогов высшей школы для выявления подверженных наибольшему риску. Использовалась методика К. Маслач и С. Джексона, а также интегральный показатель — системный индекс синдрома перегорания. Применялись статистические методы обработки результатов наблюдения. Выборка составила 60 человек (преподаватели двух вузов г. Смоленска: Смоленского государственного университета — 30 человек и Смоленского государственного медицинского университета — 30 человек). Выборки двух вузов по признакам возраста, стажа и пола достоверно не различались. Время проведения исследования — апрель–июль 2022 года. В результате исследования установлено, что в целом уровень профессионального выгорания преподавателей города средний. По шкалам профессионального выгорания (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личностных достижений) имеются некоторые отличия между вузами. Так, уровень деперсонализации профессорско-преподавательского состава медицинского университета низкий. Проведен корреляционный анализ уровней шкал профессионального выгорания по признакам пола, возраста и стажа. Установлено, что уровень эмоционального истощения педагогов высшей школы зависит от пола: мужчины чаще имеют высокий и средний уровни по сравнению с женщинами. Разработаны модели определения групп риска профессионального выгорания. Риск профессионального выгорания по шкале деперсонализации свойственен мужчинам в возрасте до 50 лет и со стажем трудовой деятельности менее 10 лет. Данную категорию профессорско-преподавательского состава рекомендуется выделять в группу риска профессионального выгорания с целью осуществления в дальнейшем мероприятий по его профилактике и снижению.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание, преподаватели высшей школы, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личностных достижений, риск профессионального выгорания.
Литература
- Балыкина Г.Н. Профессиональное выгорание педагогов и пути его преодоления // Профобразование. 2020. № 10. URL: http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/blog/2020-10-26-1629
- Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.,1999.
- Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. 2006. Т. 11. № 4. С. 61–64.
- Гольменко А.Д. Профессиональное выгорание учителей как фактор нарушения психологической безопасности образовательной среды // Педагог-психолог в современном образовании: личностный потенциал и его развитие: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, 2017. С. 103–111.
- Гроза И.В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 10. С. 54–63.
- Капичникова О.Б., Падалка Е.А. Проблемы профессионального выгорания преподавателей современного вуза // Мир педагогики и психологии. 2017. № 11 (16). С. 142–148.
- Лозинская Е.И., Лутова Н.Б., Вид В.Д. Системный индекс синдрома перегорания (на основе теста MBI). Методические рекомендации. СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2007.
- Покровская С.Е., Суравьева П.С. Синдром эмоционального выгорания педагогов с разным стажем профессиональной деятельности // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. М.: Психологический институт Российской академии образования, 2021. С. 339–343. DOI: 10.24412/cl-36422-2021-1-339-343
- Полякова О.Б. Психологические особенности редукции личностных достижений // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 2. С. 47–61.
- Тарабакина Л.В. Факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания у молодых работников // Вестник университета. 2020. № 9. С. 177–184. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-9-177-184
- Чикаре́ва Е.А. Синдром профессионального (эмоционального) выгорания в педагогической среде. Метод. пособие. Хабаровск, 2018.
- Hemati Allamdarloo G., Moradi S. (2021) Job Burnout in Public and Special School Teachers. Clinical Psychology and Special Education. Vol. 10. No. 2. P. 63–75. DOI: 10.17759/cpse.2021100205
- Buonomo I., Fatigante M., Fiorilli C. (2017) Teachers’ Burnout Profile: Risk and Protective Factors // The Open Psychology Journal. No. 10 (1). Р. 190–201 DOI: 10.2174/1874350101710010190
- Maslach С., Jackson S.E. (1981) The measurement of experienced burnout // J. of Occupational Behavior. Vol. 2. P. 99–113. DOI: 10.1002/job.4030020205