Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Определение группы риска профессионального выгорания для преподавателей высшей школы

С.В. Сильченкова, В.М. Царёва
80,00 ₽

УДК 159.942-042.3:378

https://doi.org/10.20339/AM.04-23.046

 

С.В. Сильченкова,

канд. пед. наук, доцент,

Смоленский государственный университет

SPIN-код: 1978-5357, AuthorID: 702858

e-mail: sil-sv@mail.ru

В.М. Царёва

д-р мед. наук, профессор

Смоленский государственный медицинский университет

SPIN-код: 3618-2129, AuthorID: 469054

e-mail: tsarev.al@mail.ru

 

Исследован уровень профессионального эмоционального выгорания педагогов высшей школы для выявления подверженных наибольшему риску. Использовалась методика К. Маслач и С. Джексона, а также интегральный показатель — системный индекс синдрома перегорания. Применялись статистические методы обработки результатов наблюдения. Выборка составила 60 человек (преподаватели двух вузов г. Смоленска: Смоленского государственного университета — 30 человек и Смоленского государственного медицинского университета — 30 человек). Выборки двух вузов по признакам возраста, стажа и пола достоверно не различались. Время проведения исследования — апрель–июль 2022 года. В результате исследования установлено, что в целом уровень профессионального выгорания преподавателей города средний. По шкалам профессионального выгорания (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личностных достижений) имеются некоторые отличия между вузами. Так, уровень деперсонализации профессорско-преподавательского состава медицинского университета низкий. Проведен корреляционный анализ уровней шкал профессионального выгорания по признакам пола, возраста и стажа. Установлено, что уровень эмоционального истощения педагогов высшей школы зависит от пола: мужчины чаще имеют высокий и средний уровни по сравнению с женщинами. Разработаны модели определения групп риска профессионального выгорания. Риск профессионального выгорания по шкале деперсонализации свойственен мужчинам в возрасте до 50 лет и со стажем трудовой деятельности менее 10 лет. Данную категорию профессорско-преподавательского состава рекомендуется выделять в группу риска профессионального выгорания с целью осуществления в дальнейшем мероприятий по его профилактике и снижению.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание, преподаватели высшей школы, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личностных достижений, риск профессионального выгорания.

 

Литература

  1. Балыкина Г.Н. Профессиональное выгорание педагогов и пути его преодоления // Профобразование. 2020. № 10. URL: http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/blog/2020-10-26-1629
  2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.,1999.
  3. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. 2006. Т. 11. № 4. С. 61–64.
  4. Гольменко А.Д. Профессиональное выгорание учителей как фактор нарушения психологической безопасности образовательной среды // Педагог-психолог в современном образовании: личностный потенциал и его развитие: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, 2017. С. 103–111.
  5. Гроза И.В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 10. С. 54–63.
  6. Капичникова О.Б., Падалка Е.А. Проблемы профессионального выгорания преподавателей современного вуза // Мир педагогики и психологии. 2017. № 11 (16). С. 142–148.
  7. Лозинская Е.И., Лутова Н.Б., Вид В.Д. Системный индекс синдрома перегорания (на основе теста MBI). Методические рекомендации. СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2007.
  8. Покровская С.Е., Суравьева П.С. Синдром эмоционального выгорания педагогов с разным стажем профессиональной деятельности // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. М.: Психологический институт Российской академии образования, 2021. С. 339–343. DOI: 10.24412/cl-36422-2021-1-339-343
  9. Полякова О.Б. Психологические особенности редукции личностных достижений // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 2. С. 47–61.
  10. Тарабакина Л.В. Факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания у молодых работников // Вестник университета. 2020. № 9. С. 177–184. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-9-177-184
  11. Чикаре́ва Е.А. Синдром профессионального (эмоционального) выгорания в педагогической среде. Метод. пособие. Хабаровск, 2018.
  12. Hemati Allamdarloo G., Moradi S. (2021) Job Burnout in Public and Special School Teachers. Clinical Psychology and Special Education. Vol. 10. No. 2. P. 63–75. DOI: 10.17759/cpse.2021100205
  13. Buonomo I., Fatigante M., Fiorilli C. (2017) Teachers’ Burnout Profile: Risk and Protective Factors // The Open Psychology Journal. No. 10 (1). Р. 190–201 DOI: 10.2174/1874350101710010190
  14. Maslach С., Jackson S.E. (1981) The measurement of experienced burnout // J. of Occupational Behavior. Vol. 2. P. 99–113. DOI: 10.1002/job.4030020205