УДК 378-042.4:004
https://doi.org/10.20339/AM.04-23.020
В.И. Лукащук,
д-р социол. наук, доцент,
профессор кафедры «Социально-философские науки
и массовые коммуникации»
Севастопольский государственный университет
e-mail: luka81@list.ru
Статья посвящена анализу образовательных трендов в условиях развития цифрового общества. Отмечено, что ключевым ресурсом цифрового общества являются граждане, умеющие эффективно и продуктивно использовать цифровые технологии как для собственных нужд, так и для достижения и реализации экономических и социальных целей. Это требует формирования цифровых навыков и компетентностей специалистов, что невозможно реализовать без трансформации образования. В основе цифровых трансформаций лежат цифровые тренды, анализ которых позволяет прогнозировать развитие конкретных экономических, технологических и даже социальных явлений в будущем. Определены современные образовательные тренды, влияющие на российскую систему образования, исходя из направлений развития цифровых технологий. К ним относятся: дистанционное и онлайн-обучение, смешанное обучение, обучение на протяжении всей жизни, неформальное образование, облачные технологии в образовании, геймификация обучения, виртуальная, дополненная и смешанная реальность, мобильные технологии в обучении, STEM-образование, робототехника и 3D-технологии в образовании. Подчеркнуто, что информированность педагогов о современных образовательных тенденциях повысит их мотивацию и понимание необходимости собственного профессионального развития, что открывает широкие перспективы для углубления профессионализма преподавателей и повышения эффективности образовательного процесса в целом.
Ключевые слова: высшее образование, образовательные тренды, онлайн-обучение, геймификация, STEM-образование, 3D-технологии.
Литература
1. Huawei Predicts 10 Megatrends for 2025. URL: https://www.huawei.com/en/news/2019/8/huawei-predicts-10-megatrends-2025 (accessed on: 13.02.2023).
2. Gorbunova N.V., Katsun A.P. New trends in education based on digitalization // Language of Science and Professional Communication. 2021. No. 1 (4). Р. 62–69.
3. Лукащук В.И. Проблемы цифровизации высшего образования в России // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 7. С. 24–28. DOI: 10.20339/AM.07-21.024
4. Черных С.И., Борисенко И.Г. Цифровая образовательная среда — основной тренд трансформации образования // Философия образования. 2021. Т. 21. № 3. С. 5–17. DOI: 10.15372/PHE20210301
5. NMC Horizon Report Preview. 2018 Higher Education Edition. URL: https://library.educause.edu/-/media/files/library/2018/4/previewhr2018.pdf (accessed on: 13.02.2023).
6. Яковенко Я.Д. Новые тренды в образовательной деятельности на основе использования инструментов цифровизации // Вестник экономики и менеджмента. 2019. № 3–4. С. 125–130.
7. Малиничев Д.М., Арпентьева М.Р. Инновационные тренды цифровизации высшего образования: нейротехнологии и роботы в образовательном диалоге // Информационное общество. 2022. № 5. С. 35–43.
8. Лукащук В.И. Трансформация высшего образования в условиях глобализации // Вестник ИМСИТа. Научно-информационный и учебно-методический журнал. 2021. № 1 (85). С. 16–19.
9. Корецкий М.Г., Тукаева Л.Р. Развитие STEM-подхода в России и мире // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 93. № 4. С. 148–153.