Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

К вопросу об онтогенезе модели специалиста в русле эволюции образовательных стандартов

В.Д. Васильева
80,00 ₽

УДК 378

https://doi.org/10.20339/AM.03-23.010

 

В.Д. Васильева,

д-р пед. наук, доцент,

профессор кафедры истории, культуры и социологии

Волгоградский государственный технический университет

e-mail: vasilyevavd2016@yandex.ru

 

Модель специалиста является важным понятием дидактики высшей школы, системообразующим элементом проектирования образовательного процесса подготовки специалистов, основой для оценки его результативности, формирования предметного поля образовательного процесса, выбора образовательных технологий и методов обучения. Модель специалиста как система требований к профессиональному облику специалиста нашла свое отражение в нормативно-правовой документации профессиональной подготовки — государственных образовательных стандартах высшего образования. Последнее десятилетие — период активных изменений образовательных стандартов высшей школы третьего поколения, на пороге — разработка и внедрение образовательных стандартов четвертого поколения. Тема трансформации представленной в образовательных стандартах модели специалиста стала особенно актуальной.

В статье поставлена задача рассмотреть изменения (онтогенез) модели специалиста в русле эволюции образовательных стандартов высшего образования и как это отразилось на проектировании образовательных программ подготовки специалистов. Изменения модели специалиста были рассмотрены на примере инженерных направлений подготовки специалистов (бакалавров) на протяжении всего периода реализации образовательных стандартов трех поколений. Показано, что многие изменения носят негативный и позитивный системный характер. Решение проблем находится не столько в сфере дидактики, сколько в сфере законотворчества при разработке стандартов четвертого поколения. Для этого даны некоторые рекомендации относительно свойств модели специалиста, являющейся главенствующим звеном образовательных стандартов.

Ключевые слова: модель специалиста, государственные образовательные стандарты высшего образования, компетенции.

 

Литература

 

  1. Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986. 108 с.
  2. Хисматуллина З.Н. Эволюция стандартов высшего образования: от ориентации на знания, умения и навыки к оценке компетенций // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 16 (22). С. 397–401.
  3. Шубина И.В. Модель специалиста: сущность, среда формирования // Образование. 2015. № 6. С. 16–20.
  4. Рогожин В.М., Елагина В.С. Современная модель подготовки специалистов // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27136 (дата обращения: 15.11.2022).
  5. Багдасарьян Н.Г., Петрунева Р.М., Васильева В.Д. От компетентностной модели специалиста-инженера к STEM-образованию, или… Вперёд в прошлое? // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 67-83. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-67-83
  6. Талызина Н.Ф., Печенюк Н.Г., Хохловский Л.Б. Пути разработки профилей специалиста. Саратов: Изд-во СГУ, 1987. 176 с.
  7. Коссов Б.Б. Построение личностных моделей по основным типам деятельности специалистов с высшим техническим образованием: научные отчеты // НИИВО. М., 1994.
  8. Молоткова Н.В., Мустафина О.А. К вопросу разработки модели специалиста – магистра техники и технологии в условиях инновационно ориентированного социально-экономического развития // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360. С. 164–167.
  9. Петрунева Р.М. Модель специалиста-инженера: от деятельности к компетентности: монография. Волгоград: ВолгГТУ, 2007. 144 с.
  10. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 17–22.
  11. Фролов А.Г. Модель компетенций современного специалиста технического профиля и алгоритм ее проектирования // Образовательные технологии. 2010. № 2. С. 99–104.
  12. Рубин Ю.Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016. №  . С. 7–21.
  13. Коршунов С.В. Системе стандартизации образования в Российской Федерации — четверть века // Высшее образование в России. 2018. № 3. С. 23–36.
  14. Васильева В.Д. Социально-гуманитарные дисциплины инженерной подготовки в аспекте ФГОС ВО 3++ // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 5. С. 111–118.
  15. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Профессиональное образование в России: от стандартов к образовательным программам // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 3. С. 46–54. DOI: 10.20339/AM. 03-22.046.