УДК 37.04+(159.96+616.89)-053.2
https://doi.org/10.20339/AM.02-23.075
Е.В. Пчелинцева,
канд. пед. наук, доцент
кафедра госпитальной терапии
Ивановская государственная медицинская академия
e-mail: Ksenn1@yandex.ru
В статье представлены теоретико-методологические обоснования технологии сочетанной коррекции последствий насильственных действий над ребенком, с учетом культурологического, аксиологического и антропологического подходов, представляющих мировоззренческую основу настоящего исследования, определяющих методику психолого-педагогической помощи детям, переживших насилие. Гуманистическая направленность российского дошкольного образования актуализирует проблемы изучения педагогического феномена преодоления последствий насилия над ребенком, разработку и внедрение в практику воспитания коррекционной методики, ориентированной на поиск альтернативных способов преодоления стойких нарушений психики как следствия антиморальных действий взрослых. Сферой особого интереса в представленном формате выступает инновационный поиск процессуальных средств, форм, методов сочетанной коррекции, определяемой нами как комплекс комбинированных методов, приемов, средств воздействия на эмоциональные и когнитивные сферы психики ребенка с целью обеспечения гармонизации личности. Особое внимание уделяется характеристикам структурных компонентов и практико-ориентированного методического инструментария, раскрывающих этапность их реализации в современной практике воспитания и социализации детей дошкольного возраста, подвергшихся насильственным действиям. Обозначено научное понимание использования в формате технологии методики проблемно-поисковых ситуаций, являющейся эффективным средством коррекции последствий насилия. Содержание статьи раскрывает вопросы проектирования в образовательной практике технологии сочетанной коррекции последствий хронического враждебного, хладнокровного отношения взрослых к ребенку, вызывающего дезадаптацию и нарушающего его социализацию.
Ключевые слова: технология сочетанной коррекции, последствия насилия, проблемно-поисковые ситуации, синтез искусств, комбинации интегрированных средств помощи.
Литература
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2000. 416 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2002. 416 с.
- Белова Т.В., Бочанцева Л.И., Ефимова Е.А. Проблема формирования готовности будущего педагога к управлению конфликтами в образовательном процессе дошкольной образовательной организации // АНИ: педагогика и психология. 2019. № 2 (27). С. 33–35.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 100 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика. 1991. 480 с.
- Виндельбанд В.В., Власова Н.В. Психическая травма: ретроспективный образ теоретических обоснований, феноменология и психотерапия // Психологические науки. 2020. № 1. С. 53–56.
- Екатеринина А.А. Влияние детской психической травмы на взрослую жизнь // Молодой ученый. 2020. № 10 (300). С. 213–215.
- Лавринец И.А. Теоретические основы профессиональной деятельности тьютора по педагогическому сопровождению культурных практик детей дошкольного возраста // Известия ВГПУ. 2019. № 7 (140). С. 91–96.
- Маралов В.Г., Ситаров В.А. Психология ненасилия: проблематика исследований и перспективы развития // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2019. № 2 (46). С. 195–215. Те же. «Гандианская» (ненасильственная) личность: механизмы интеграции противоположностей // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 3. С. 16-22. DOI: 10.20339/AM.03-22.016
- Psychiatric comorbidity in childhood posttraumatic stress disorder / R. Famularo, T. Fenton, R. Kinscherff [et al.] // Child Abuse and Neglect. 1996. Vol. 20. № 10. P. 953–961.
- Rapee R.M., Schniering C.A., Hudson J.L. Anxiety disorders during childhood and adolescence: origins and treatment // Annu. Rev. Clin. Psychol. 2009. Vol. 5. P. 311–352.