УДК 378-042.4:004
https://doi.org/10.20339/AM.02-23.042
С.П. Коряковцев,
канд. пед. наук
Ярославское высшее военное училище ПВО
e-mail: youth1@mail.ru
А.Ю. Куликов,
канд. психол. наук
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (ЯГПУ)
e-mail: kayur2008@gmail.com
В статье проанализирован уровень цифровых навыков студентов. Автором проведено социологическое исследование, в рамках которого осуществлен опрос студентов очной формы обучения, а также тестирование обучающихся для оценки уровня цифровой грамотности. Установлено, что юноши в большей степени, чем девушки, в повседневной жизни занимаются поиском, загрузкой, установкой и настройкой программного обеспечения и используют языки программирования (SQL, R, C++ и др.). Кроме того, выявлено, что юноши чаще, чем девушки, занимаются установкой (переустановкой) новой операционной системы. Девушки в большей степени, чем юноши, в повседневной практике после учебы используют программы для редактирования фото-, видео- и аудиофайлов. К сожалению, только одна пятая часть студентов работает с большими данными и осуществляет редактирование и управление контентом веб-сайтов.
Выявлено, что девушки в большей степени, чем юноши, осуществляют ведение блога (регулярное его пополнение записями, изображениями или мультимедиа), а также загрузку личных авторских файлов (статей/журналов, музыки, видео, программ и др.) на любые сайты, в социальные сети и др. для публичного доступа. Установлено, что девушки чаще, чем юноши, осуществляют финансовые операции с помощью интернета (интернет-банкинг). Юноши чаще, чем девушки, осуществляют поисковые запросы обо всем, что связано со спортом.
Было также выявлено, что незначительная часть опрошенных студентов могли в рамках обучения в вузе за последние полгода совершенствовать свои навыки работы с программным обеспечением на компьютере. В основном студенты независимо от гендерных и возрастных особенностей совершенствовали свои навыки самостоятельно в рамках дополнительного профессионального обучения. Установлено, что студенты не в полной мере используют ресурсы, предоставляемые в электронно-образовательной среде. В основном они получают там задания от преподавателей, проходят тесты, проверочные работы и др. Выявлено, что юноши в большей степени, чем девушки, готовы к выполнению сложных операций, самостоятельному написанию макросов, алгоритмов, синтаксиса.
Автором статьи предлагаются мероприятия, направленные на совершенствование цифровых навыков студентов.
Ключевые слова и словосочетания: цифровая грамотность, цифровые технологии, цифровое поколение, цифровизация, мобильное обучение, цифровые навыки, цифровые компетенции.
Литература
1. Таланов С.Л. Цифровой этикет в представлениях студентов (на материалах Ярославской области) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 4. С. 30–43. DOI: 10.20339/AM.04-22.030
2. Коряковцев С.П. Использование информационно-коммуникационных технологий в системе высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 7. С. 43–54. DOI: 10.20339/AM.07-21.043
3. Кушнарев Ф.Ю., Березин Д.Т., Румянцева Е.С. Влияние COVID-19 на систему высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 10. С. 12–22. DOI: 10.20339/AM.10-20.012
5. Коряковцева О.А., Тарханова И.Ю., Доссэ Т.Г. Тьюторское сопровождение взрослых обучающихся: возможности и перспективы // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 5. С. 100–103.
6. Bernacki M.L., Vosicka L., Utz J.C., & Warren C.B. Effects of digital learning skill training on the academic performance of undergraduates in science and mathematics // Journal of Educational Psychology. 2021. V. 113 (6). P. 107–1125. https://doi.org/10.1037/edu0000485
7. Bernacki M.L., Vosicka L., & Utz J.C. Can a brief, digital skill training intervention help undergraduates “learn to learn” and improve their STEM achievement? // Journal of Educational Psychology. 2019. V. 112 (4). P. 65–781.
8. Saleh M.N.I., Sari R., & Alim P. University students’ perception on the implementation of online learning during the Covid-19 // Nazhruna: Jurnal Pendidikan Islam. 2021. V. 4 (1). P. 1–17. https://doi.org/10.31538/nzh.v4i1.1022
9 Демкин В.П., Можаева Г.В. Организационно-методическая работа при дистанционном обучении // Открытое и дистанционное образование. 2002. № 2 (6). С. 15–25.
10. Гамидов Л.Ш., Махаева Г.М., Астемиров Т.А. Теоретико-методические аспекты самостоятельной работы обучающихся высшего образования с применением дистанционных образовательных технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. С. 46–49.
11. Приходько О.В. Особенности формирования цифровой компетентности студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 235–238.
12. Зеер Э.Ф., Ломовцева Н.В., Третьякова В.С. Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 26–39. DOI: 10.26170/po20-03-03.