Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Books in the Student Environment: Preferences, Reading Activity and Impact on Academic Performance

С.Л. Таланов

Для цитирования: Таланов С.Л. Книги в студенческой среде: предпочтения, активность чтения и влияние на успеваемость //  Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. №2. С. 26-41. DOI: 10.20339/AM.02-23.026 

УДК 316.6:(378+027.7)

https://doi.org/10.20339/AM.02-23.026

 

С.Л. Таланов,

канд. социол. наук, доцент,

доцент кафедры политологии и социологии

Ярославский государственный педагогический университет,

руководитель Ярославского регионального отделения

Российского общества социологов

e-mail: talanov_sergei@mail.ru

 

В статье проанализированы навыки чтения, начитанность (знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях) и умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам), навыки и умения читательской деятельности (восприятие, интерпретация и оценка произведения). С этой целью в рамках исследования применялись диагностические задания и тесты. Был проведен социологический опрос среди студентов ряда вузов Центрального федерального округа (ЦФО) для определения их предпочтений, частоты и активности чтения. Изучалась взаимосвязь между частотой чтения и академической успеваемостью. Было выявлено, что предпочтения, частота и активность чтения зависят от семейных традиций, уровня образования и образованности родителей (или одного из родителей), а также от влияния референтной личности (группы). Студентам, которые имеют сформированные навыки и умения собственной читательской деятельности, развитые навыки чтения и работы с книгой, осознанно выбрали направление обучения и вуз, свойственна высокая академическая успеваемость. Для студентов, поступивших по мотивам «все равно какой вуз и направление обучения», чтение книг является способом ухода от реальности (эскапизм, избегание неприятного, скучного в жизни). Кроме того, установлено, что для студентов из низкоресурсных групп книги выступают как престижный элемент социального статуса, характеризующий уровень образования и образованности, которого в реальности нет ни у родителей, ни у студентов. Для данной категории студентов книги на полках выступают как элементы социального статуса, а не как инструмент, с помощью которого можно совершенствовать свои знания или брать из произведений какие-либо модели поведения для своей повседневной практики. Установлено, что девушки в основном читают зарубежных и отечественных классиков, а юноши — исторические, библиографические книги (ЖЗЛ). Студенты из высокоресурсных групп при подготовке к занятиям используют в первую очередь ресурсы своей (родительской) домашней библиотеки. Студенты из среднересурсных и слаборесурсных групп при выполнении домашних заданий, написании рефератов, контрольных работ, эссе используют книги из библиотеки вуза. Выявлено, что у девушек словарный запас, общие знания и культурная осведомленность, а также понимание прочитанного выше, чем у юношей. Это связано с их любовью, а иногда с привычкой к систематическому и целенаправленному чтению. Студенты, у которых родители имеют высшее образование и высокие должности, умеют искать и находить нужные для развития книги, а также имеют привычку читать книги. Чем выше уровень образования родителей, тем раньше они прививают своим детям любовь к чтению. Регулярное чтение рассказов или романов вне школы ведет к повышению академической успеваемости в рамках обучения в вузе. Кто читает бумажные книги, тот лучше учится, чем тот, кто читает в интернете оцифрованные книги. По результатам проведенного исследования предлагаются мероприятия, направленные на совершенствование знаний по основам грамматики русского языка, расширение словарного запаса, что возможно в первую очередь через приобщение студентов (молодежи) к систематическому чтению книг.

Ключевые слова и словосочетания: книги, читательская компетенция, грамотность чтения, смысловое чтение, учебная и читательская деятельность.

 

Литература 

  1. Таланов С.Л. Цифровой этикет в представлениях студентов (на материалах Ярославской области) // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 4. С. 30–43. DOI: 10.20339/AM.04-22.030
  2. Кушнарев Ф.Ю. Изменения неизбежны: основные тенденции цифровизации образовательного процесса. В книге: Актуальные проблемы совершенствования высшего образования. Тезисы докладов XIV Всероссийской научно-методической конференции. 2020. С. 184–186.

3. Horowitz, R., Samuels, S.J. The achievement gap in reading: complex causes, persistent issues, possible solutions. Routledge, 2017. P. 170–184.

4. Atteberry, A., McEachin, A. School’s out: The role of summers in understanding achievement disparities. Am Educ Res J. 2020. P. 1–44.

5. Zebroff, D., Kaufman, D. Texting, reading, and other daily habits associated with adolescents’ literacy levels. Educ Inf Technol. 2017. 22 (5). P. 2197–2216.

6. Sun, B., Loh, C.E., Curdt-Christiansen, X.L. Leisure reading in multilingual Singapore: reading enjoyment, habits and preferences of Singaporean children. J. Multilingual Theor Pract. 2020. 1 (2). P. 313–339.

7. Loh, C.E., Sun, B. I’d still prefer to read the hard copy’: adolescents’ print and digital reading habits. J. Adolesc Adult Liter. 2019. 62 (6). P. 663–672.

8. Selwyn, N., Nemorin, S., Bulfin, S., Johnson, N.F. The ‘obvious’ stuff: Exploring the mundane realities of students’ digital technology use in school. Dig Educ Rev. 2020. 37. P. 1–14.

9. Jang, B.G., Ryoo, J.H. Multiple dimensions of adolescents’ reading attitudes and their relationship with reading comprehension. Read Writing. 2019. 32. P. 1769–1793.

10. Clark, C., Picton, I. It makes me feel like I’m in a different place, not stuck inside: children and young people’s reading in 2020 before and during COVID-19 lockdown. National Literacy Trust. 2020.

11. Зубова О.Г. Трансформация практик молодежного чтения в современном Российском обществе // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 10 (54). С. 32–35.

12. Ладожина Т.Н., Бандорин А.А. Привлечение молодежи к чтению в современном информационном пространстве посредством организации Ридинг-Групп // Личность в пространстве и времени. 2020. № 9. С. 90–96.