Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Реализация учебного интегративного модуля в проектной деятельности будущих дизайнеров

А.Д. Григорьев, А.В. Екатеринушкина
80,00 ₽

УДК 378+37.09:[72+74]

https://doi.org/10.20339/AM.01-23.074    

 

А.Д. Григорьев,

канд. пед. наук, доцент кафедры дизайна

Институт строительства, архитектуры и искусства,

Магнитогорский государственный технический университет им. Г. Носова

ORCID 0000-0002-9842-1254, ResearcherID: S-9463-2017

e-mail: g_ad77@mail.ru

А.В. Екатеринушкина,

канд. пед. наук, доцент кафедры дизайна

Институт строительства, архитектуры и искусства,

Магнитогорский государственный технический университет им. Г. Носова

ORCID 0000-0003-4734-118X, ResearcherID: Y-7712-2018,

Scopus 57204101749

e-mail: savsof@mail.ru

 

Различные направления дизайн-деятельности являются настолько специфичными по объекту проектирования, что даже, на первый взгляд, общие методы и принципы организации предметно-пространственной среды обладают собственной спецификой и большим количеством «профессиональных тонкостей». Технологические и концептуальные особенности каждого типа объектов проектирования не только усваиваются студентами на информативном уровне, но и требуют напряженной работы по усвоению профессиональных компетенций, связанных с организацией и структурированием проектного, объемно-пространственного, композиционного, цветофактурного и других типов мышления и художественного видения.

Современные образовательные программы подготовки будущих дизайнеров должны обеспечивать скорость включения студентов в профессиональную деятельность уже на начальной стадии учебного процесса. Материалы обучения не только обладают информационной содержательностью, но направлены на поиск обеспечения высокого эстетического и технологического уровней авторских проектов при активизации творческого потенциала на всех этапах проектной деятельности. Встает вопрос о постоянной модернизации учебного процесса, прежде всего пропедевтической подготовки студентов при выявлении существенной роли формальной композиции в решении проектных задач. Это требует разработки практико-ориентированных подходов обучения студентов-дизайнеров авторской пластической, композиционной интерпретации морфологии существующих объектов — как неотъемлемой части проектирования новых объектов. Такая интерпретация может быть сформирована в результате реализации интегративного учебного модуля, основанного на поэтапном выполнении комплексных заданий (упражнений) при внедрении системного подхода в обучение проектной деятельности: аналитический анализ исходного объекта — интерпретация в формальной композиции — разработка нового объекта.

Ключевые слова: проектная деятельность, дизайн, композиция, пропедевтика, анализ, архитектура, большой стиль, модуль обучения.

 

Литература

  1. Новикова Я.В. Пропедевтический подход к многоуровневой подготовке дизайнеров // Вестник НовГУ. 2008. № 48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/propedevticheskiy-podhod-k-mnogourovnevoy-podgotovke-dizaynerov (дата обращения: 14.10.2022).
  2. Литвинов В.А., Данилова В.А. Проблемы современного высшего профессионального образования в области строительства, архитектуры и дизайна // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции, Оренбург, 3–5 февраля 2016 г. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2016. С. 607–610.
  3. Михайлов С.М., Михайлова С.А. Становление универсального проектного метода в первых школах дизайна — Баухаузе и ВХУТЕМАСЕ в 1920-е гг. // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 5 (12). С. 104–106.
  4. Никитина Н.П. Аналитический метод изучения архитектурной композиции // Вестник МГСУ. 2010. № 1. С. 11–14.
  5. Мараховский А.А. Принципы использования синтеза искусств и инноваций при дизайн-проектировании // Теория и практика дизайна. 2012. № 2. С. 53–58.
  6. Глазычев В. Дизайн как он есть. М.: Европа, 2010. 320 с.
  7. Кулененок В.В. Архитектура и дизайн: синтез искусств как основа построения целостно-структурированной среды. История и современные тенденции // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. F. Строительство. Прикладные науки. 2011. № 16. С. 2–10.
  8. Борисенко Е.Н. Концептуальная модель педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов // Вестник КемГУ. 2013. Т. 2. № 2 (54).
  9. Кольстет О.А. Концептуальная модель поэтапного формирования индивидуального творческого метода архитектора // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 117. С. 645–660.
  10. Баклыская Л.Е. Процесс учебного художественного проектирования // Новые идеи нового века: материалы Международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2018. Т. 2. С. 385–391.
  11. Байрачная Ж.Э. Творческое проектирование как профессиональная деятельность дизайнера // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 5. С. 28–35.
  12. Осипов Ю.К. Предметное моделирование или макетирование в учебном процессе — составная часть графической культуры студента-архитектора // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. 2015. № 1 (11). С. 92–94.
  13. Ivshin K., Ponomarev E., Rusakova T. [et al]. Creative search for architectural solutions as a method of forming of design thinking of design students. 12th International Conference of Education, Research and Innovation ICERI 2019 Proceedings, Valencia, 11–13 ноября 2019 г. Valencia: IATED Academy, 2019. P. 10869-10877. DOI: 10.21125/iceri.2019.2668
  14. Чернышова Э.П., Григорьев А.Д. Формирование проектного мышления бакалавров-дизайнеров архитектурной среды как основного элемента профессионального мышления // Архитектура. Строительство. Образование. 2014. № 1 (3). С. 342–346.
  15. Двуличанская Н.Н., Березина С.Л., Пясецкий В.Б. Проектная деятельность студентов вуза как средство достижения результатов обучения // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 11. С. 22–27. DOI: 10.20339/AM.11-22.022
  16. Насырова Э.Ф. Интегративно-модульное обучение студентов университета // Омский научный вестник. 2010. № 4 (89). С. 168–171.
  17. Шарипов Ф.В. Технология проектного обучения // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 2 (39). С. 87–93. URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/295803 (дата обращения: 02.12.2022).
  18. Пермяков М.Б., Чернышова Э.П. Направления подготовки высшего профессионального образования в институте строительства, архитектуры и искусства // Архитектура. Строительство. Образование. 2015. № 1 (5). С. 3–11. EDN TOKXNF.
  19. Саитбаталова А.В. Особенности проектного обучения студентов-дизайнеров в вузе // Педагогическое образование в России. 2013. № 6. С. 76–80. URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/289868 (дата обращения: 02.12.2022).
  20. Пименов И.В., Пименов В.И. Методы анализа данных и приобретения знаний при проектировании многомерных объектов дизайна // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Сер. 1: Естественные и технические науки. 2017. № 2. С. 3–7.
  21. Zhdanova N.S., Gavritskov S.A., Ekaterinushkina A.V. [et al.]. Comprehensive integration as an effective way of training future designers at technical universities (integration as a way of training a designer) // Journal of Applied Engineering Science. 2018. Vol. 16 (3). P. 374–382. DOI: 10.5937/jaes16-18279
  22. Zhdanova N.S., Ekaterinushkina A.V., Grigoriev A.D. [et al.]. The integrative model of the project graphics training on the design education // Espacios. 2019. Vol. 40. No. 29. P. 3.
  23. Антоненко Ю.С., Екатеринушкина А.В. Графическое моделирование как универсальный метод преобразования информации в процессе обучения дизайнеров // Актуальные проблемы дизайн-образования в вузе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Орел, 20 декабря 2018 г. / под редакцией Е.А. Чертыковцевой. Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2018. С. 309–316.
  24. Чернышова Э.П., Григорьев А.Д. Эксперимент в архитектурно-дизайнерском проектировании среды, как целеобразующий метод формирования действительности // Архитектура. Строительство. Образование. 2013. № 2. С. 96–107.
  25. Белов Д.О. Понятие, функции среды и вещи в контексте современного дизайн-проектирования // Высокие технологии, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 27 июня 2020 г. Пенза: Наука и Просвещение, 2020. С. 200–205.