Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Патриотическое воспитание студенческой молодежи в условиях динамики социальных изменений (на материалах Ярославской области)

С.А. Бабуркин
80,00 ₽

УДК 316.4/.6

https://doi.org/10.20339/AM.01-23.028  

 

С.А. Бабуркин

д-р пол. наук, профессор,

заведующий кафедрой политологии и социологии,

Ярославский государственный педагогический университет   им. К.Д. Ушинского,

e-mail: baburkin@mail.ru

 

В статье проанализированы условия нравственного и патриотического воспитания студенческой молодежи в Ярославской области. Автором проведено социологическое исследование среди студентов ведущих вузов Ярославской области. Проанализировано содержание и качество 18 патриотических региональных программ ЦФО и деятельность федеральных и региональных органов власти по их реализации. В рамках исследования установлено, что независимо от гендерных особенностей, направления обучения, уровня материального достатка опрошенных, для большинства из них патриотизм связан с гордостью за свою страну. Только незначительная часть студентов считают, что в условиях глобализации патриотизм теряет свою актуальность. Выявлено, что более половины опрошенных считают себя патриотами. При этом чем беднее семья студента (его родители), тем больше такой студент считает себя патриотом. Кроме того, юноши в большей своей массе, чем девушки, считают себя патриотами. Установлено, что чем выше уровень образования родителей и материальное благосостояние семьи, тем выше влияние родителей на формирование патриотических установок. Чем ниже уровень образования родителей и ниже уровень материального благосостояния семьи, тем выше влияние школы на формирование патриотических ценностей и установок. Абсолютно все принявшие участие в опросе гордятся победой в Великой Отечественной войне. Чем ниже уровень материального благосостояния семьи респондента, тем больше он гордится положением России в мировом сообществе. Девушки в большей степени, чем юноши, считают, что они как граждане РФ могут по праву гордиться культурным наследием страны. Чем ниже уровень достатка семьи студента (его родителей), тем выше желание пойти служить в армию. Студенты из менее состоятельных семей воспринимают армию как один из возможных «лифтов» социальной мобильности. Предлагаются мероприятия, направленные на повышение эффективности государственной политики в сфере патриотического воспитания молодежи.

Ключевые слова и словосочетания: гражданский патриотизм, патриот, патриотическое воспитание, государство, критерии и показатели, общество.

 

Литература

 

1. Распоряжение Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. № 2945-р. План мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

2. Закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» № 15-ФЗ от 05.02.2018.

3. Концепция содействия развитию добровольчества в Российской Федерации до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 2950-р.

4. Таланов С.Л. Влияние социальных сетей на успеваемость студентов // Социально-политические исследования. 2019. № 3 (4). С. 87–105.

5. Neundorf A. Smets K. Political Socialization and the Making of Citizens // Political Socialization and the Making of Citizens. 2017. P. 20.

6. Smets Kaat. Revisiting the Political Life-Cycle Model: Later Maturation and Turnout Decline Among Young Adults // European Political Science Review. 2016. Vol. 8 (2). P. 225–249.

7. Майборода А., Саблина А., Ясавеев И. Государство для молодежи или молодежь для государства: дискурсы молодежной политики в странах Евросоюза и России // Социологическое обозрение. 2021. Т. 20. № 3. С. 71–97.

8. Зайцева М.А. Государственная политика в сфере волонтерства: тенденции и перспективы (на примере г. Ярославля) // Социально-политические исследования. 2021. № 1 (10). С. 38–57.

9. Бабаян А.В., Воробьева О.С. К вопросу о значении патриотизма и патриотического воспитания в контексте формирования гражданской идентичности // Глобальный научный потенциал. 2020. № 11 (116). С. 69–72.

10. Беспалова Т.М. Изучение сформированности гражданской идентичности личности через морально-нравственные установки — патриотизм и образ Родины // Наукосфера. 2020. № 11-2. С. 148–152.

11. Шаламова Л.Ф., Лесконог Н.Ю. О гражданской идентичности студентов как факторе гражданско-патриотического воспитания современной молодежи // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2020. № 3. С. 17–27.

12. Кушнарев Ф.Ю., Березин Д.Т., Румянцева Е.С., Шишалов Е.М. Протестная активность женщин: виды, направления и тенденции (на примере студентов ЯГПУ и ЯрГУ) // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 1. С. 107–114. DOI: 10.20339/AM.01-21.107