УДК 130.2-051(92)
https://doi.org/10.20339/AM.11-22.100
Г.Г. Зейналов,
д-р филос. наук, профессор
Мордовский государственный педагогический университет
имени М.Е. Евсевьева
e-mail: zggo@mail.ru
Е.А. Мартынова,
д-р филос. наук, доцент
Мордовский государственный педагогический университет
имени М.Е. Евсевьева
e-mail: martynovaelena56@mail.ru
И.Б. Виноградова,
канд. филос. наук, доцент
Мордовский государственный педагогический университет
имени М.Е. Евсевьева
e-mail: virene82@mail.ru
Катаклизмы XX века не прошли бесследно для культуры народов Мордовии (мокши и эрзи). Под влиянием глобализации, компьютерных технологий, интернет-сообществ национальная культура и дискурсивное познание ее ценностей по содержанию и формату перестают соответствовать реалиям современности. В условиях информационной неопределенности национальный философский дискурс, переживая трансформацию, определяется запросами общемирового философского пространства. Авторы статьи считают, что научное наследие М.Е. Евсевьева должно получить творческое переосмысление в рамках философского дискурса всей национальной культуры Мордовии. В целях осуществления данного процесса авторы предлагают три подхода: онтологический, гносеологический, аксиологический. В результате обнаруживается ряд проблем мордовского национального дискурса: проблема мировоззрения и проблема ценностей. Решение данных проблем, по мнению авторов, может послужить идеологической платформой для формирования когнитивных компетенций личности в пространстве национальной культуры, основных постулатов ее бытия и эталонов личностного поведения.
Ключевые слова: Макар Евсевьевич Евсевьев, научное наследие, философский дискурс, дискурсивное поле, национальная культура, онтологический подход, гносеологический подход, аксиологический подход, глобализация.
Литература
- Зарубина Т.А. Философский дискурс в проблематике дискурса // Эпистемы. Вып. 3: Язык. Дискурс. Текст: материалы межвузовского семинара: альманах Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. С. 93–101.
- Зейналов Г.Г. Роль Е.Г. Осовского в становлении евсевьеведения // «Педагогическая наука и практика: мировые, российские и региональные тенденции развития»: междунар. науч.-практ. конф. — Осовские педаг. чтения «Педагогическая наука и практика: мировые, российские и региональные тенденции развития», 14–15 октября 2008 г.: материалы. В 4 ч. Ч. II / редкол.: Т.И. Шукшина [и др.]. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т. 2009. С. 96–101.
- Осовский Е.Г. У истоков Мордовского просветительства: А.Ф. Юртов, М.Е. Евсевьев // Мордовское просветительство: истоки, проблемы, направления развития: материалы науч. конф., посв. 140-летию со дня рождения А.Ф. Юртова и 130-летию со дня рождения М.Е. Евсевьева. Саранск, 11 марта 1994 г. В 2-х ч. Ч. 1. Саранск, 1995. С. 4–9.
- Осовский Е.Г., Зеткина И.А. Макар Евсевьевич Евсевьев: просветитель, ученый, педагог. Саранск : Тип.<Крас. Окт.>, 2003. 168 с.
- Письма М.Е. Евсевьева А.А. Шахматову // Евсевьев М.Е. Избран. труды. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1966. Т. 5. 472 с.
- Русакова О.Ф. Основные теоретико-методологические подходы к интерпретации дискурса // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. Институт философии и права УрО РАН. 2007. № 7. C. 5–34.
- Фуко М. Археология знания. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия»; Университетская книга, 2004. 416 с. URL: https://monoskop.org/images/a/ae/Фуко_Мишель_Археология_знания.pdf (дата обращения: 18.05.2022).
Статья подготовлена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию между УГПУ им. И.Н. Ульянова и МГПУ им. М.Е. Eвсевьева по теме «Роль этнокультурного наследия в формировании ценностных ориентаций студентов вуза».