Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Технологическая революция в вузах Китая

С.В. Тулунова, Л.Н. Рулиене
80,00 ₽

УДК 378(510)

https://doi.org/10.20339/AM.11-22.074   

 

С.В. Тулунова,

преподаватель

Хулунбуирский институт, Маньчжурия, Китай

e-mail: stulunov@mail.ru

Л.Н. Рулиене,

профессор кафедры общей педагогики

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

ORCID: 0000-0002-5636-3041

e-mail: ruliene@bsu.ru

 

В публикации обсуждается опыт Китая по модернизации высшего образования на основе внедрения цифровых технологий. Утверждается, что Национальный план среднесрочной и долгосрочной реформы и развития образования (2010–2020) прошел испытание в условиях пандемии–2020 и позволил обеспечить технологическую революцию в вузах. Приводятся примеры внедрения облачных вычислений и больших данных в образовательный процесс Чанчжоуского машиностроительного профессионального колледжа, Хэйлунцзянского профессионально-технического колледжа, Профессионально-технического колледжа города Цзянсу, Хунаньского профессионально-технического колледжа автомобилестроения. Отмечается, что важным аспектом технологической революции в образовании является совершенствование педагогического дизайна цифровых образовательных ресурсов. Охарактеризована современная модель электронного кампуса университета, включающая технико-технологическую и информационно-аналитическую инфраструктуры. Определены причины успеха цифровизации вузов Китая: глубокие социально-экономические преобразования в стране, идеологические и экономические методы стимулирования инноваций в образовании, пандемия–2020, применение цифровых аналитических технологий. Утверждается, что цифровизация учебно-административного процесса не может быть полноценной без совершенствования педагогического дизайна цифровых образовательных ресурсов.

Ключевые слова: вузы Китая, реформа, цифровизация, облачные вычисления, большие данные, оценка качества преподавания, управление образовательным процессом.

 

Литература

  1. Галажинский Э. Мировое высшее образование: парадоксы пандемии // Слово — ректору. Официальный сайт НИ ТГУ, 16.06.2020. URL: https://www.tsu.ru/university/rector_page/mirovoe-vysshee-obrazovanie-pa...
  2. МакЭндрю П., Кроппер К. Открытые образовательные ресурсы и права интеллектуальной собственности. Аналитическая записка Института ЮНЕСКО по информационным технологиям, январь 2011 г. URL: http://ru.archive.iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214680.pdf (дата обращения: 15.07.2021).
  3. Chunyan, Wang and Guodong, Zhao. Open Educational Resources in the People’s Republic of China: Achievements, Challenges and Prospects for Development. UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2011. URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/en/files/3214700.pdf
  4. Duan, Yuchao. A New Sustainable Cloud Computing Model for the Higher Education Sector in China. Degree: 2019, Curtin University of Technology. URL: http://hdl.handle.net/20.500.11937/78785
  5. Frank, Xiao. Digital transformation in higher education: critiquing the five-year development plans (2016–2020) of 75 Chinese universities // November 2019, Distance Education 40(4). - DOI:10.1080/01587919.2019.1680272. URL: https://www.researchgate.net/publication/337323932_Digital_transformatio...
  6. Guo, Hua. Assembling the apparatus governing the subjects : the emergence and deployment of higher education in modern China. Degree: PhD, 2011, UCL Institute of Education (IOE). URL: http://eprints.ioe.ac.uk/19976/
  7. Jia, Qiong. Equity and access to higher education in the context of educational expansion and differentiation in China. Degree: 2016, University of Hawaii – Manoa. URL: http://hdl.handle.net/10125/101938
  8. Number of students at colleges and universities in China 2009–2019. Published by C. Textor, Nov 9, 2020. URL: https://www.statista.com/statistics/227028/number-of-students-at-universities-in-china/
  9. Outline of China’s National Plan for Medium and Long-term Education Reform and Development (2010–2020). July 2010, Beijing. Provided to AEI courtesy of the National Center for Education Development Research (NCEDR). URL : https://internationaleducation.gov.au/international-network/china/publications/Documents/China_Education_Reform_pdf.pdf
  10. Shao, Binhui. University students’ use of technologies in China. Degree: PhD, 2012, Open University. URL: http://oro.open.ac.uk/56477/
  11. Shen, Juming. Open educational resources in China : a governmentality analysis. Degree: 2013, Queensland University of Technology. URL: https://eprints.qut.edu.au/61407/
  12. Yuzhuo, Cai, Fengqiao, Yan. Chinese Higher Education and University // Handbook of Chinese Education. Chapter 8. January 2017. Publisher: Edward Elgar. Editors: W.J. Morgan, Q. Gu, F. Li. URL: https://www.researchgate.net/publication/314880841_Chinese_Higher_Educat...
  13. Zhu, Jing. Who goes to university?: Inequality in access to higher education in China 1949–2005. Degree: 2011, University of Oslo. URL: http://urn.nb.no/URN:NBN:no-30636; https://www.duo.uio.no/bitstream/handle/10852/30626/1/master_thesis_of_z...
  14. 主编 :马树超  王伯庆 ;中国高等职业教育质量年度报告  编委会  上海市教育科学研究院 2019. [Ежегодный отчет о качестве высшего профессионального образования в Китае. Шанхайский институт педагогических наук. Главные редакторы: Ма Шучао, Ван Ботин. 2019, 96 с.]. С. 29–30