Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Воспитание языковой личности в контексте национальной культуры народа саха

Е.А. Авдеева, В.Н. Курилкина
80,00 ₽

УДК 37:39

https://doi.org/10.20339/AM.09-22.088                             

 

Е.А. Авдеева,

д-р филос. наук, доцент,

заведующая кафедрой педагогики и психологии с курсом ПО

Красноярский государственный медицинский университет

имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

e-mail: paideia@mail.ru

В. Курилкина,

канд. философ. наук, доцент

кафедры теории и методики обучения информатике

Институт математики и информатики

Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

e-mail: kuril_vn@mail.ru

 

В статье обсуждаются философско-педагогические основания создания модели языковой личности на основе национальной культуры народа саха (во множественном числе — сахалар). Народ саха имеет богатую систему этнического воспитания подрастающего поколения, построенную с помощью своих национальных мифологических, культурных, религиозных традиций, языка и культуры. Однако глобальные изменения в образовании этого народа, появление информационных и цифровых технологий, возникшие угрозы исчезновения родного языка ставят перед современной педагогической наукой новые вопросы, связанные с пониманием роли родного языка и культуры в обучении и воспитании подрастающего поколения. В статье обосновывается необходимость рассмотрения вопроса об особенностях воспитания языковой личности школьника в системе родного языка. Потому что именно в семантике национального языка как части культуры народа закодирована целостная этическая картина мира и само мироздание. Знание национального языка позволяет молодому человеку иметь надежный иммунитет от разрушения национальных традиций и культурного наследия, ложных и примитивных норм поведения и социальных искушений, навязываемых обществу через средства массовой информации и искаженную систему социальных ценностей.

Ключевые слова: человек, язык, воспитание, языковая личность, национальная культура, родной язык.

 

Литература.

  1.  Сафонов А.Л. Нации и этносы в историческом процессе: проблемы философской концептуализации: монография. М.: МГИУ, 2015. 255 с.
  2. Горшенина С.Н. Традиции умственного воспитания в мордовской народной педагогике // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения академика Г.Н. Волкова. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун.-т, 2018. 590 с.
  3. Алиева Б.Ш., Богомаева И.О. Материнский язык — условие сохранения этнокультуры народа // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сб. материалов Международной научно-практической конференции посвященной 90-летию со дня рождения академика Г.Н. Волкова. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун.-т, 2018. 590 с.
  4. Курилкина В.Н., Винокурова Е.С., Сидорова Т.Н. Влияние владения родным языком на развитие познавательных процессов и творческих способностей детей монолингвов и билингвов // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 11. С. 98–102.
  5. Курилкина В.Н., Винокурова Е.С., Елисеева Н.Д., Хачиров С.В. Влияние владения родным языком студентов-монолингвов и билингвов на развитие личностных качеств (на примере Республики Саха (Якутия)) // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 3 (51). С. 151–162.
  6. Вагнер И.В. Виртуальный мир природы и экологическая этика отношений к живому // Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2014. № 1. URL: http://www.heraldrsias.ru/download/articles/07_Wagner.pdf
  7. Карагодин А.В., Муленко Н.В. Негативные аспекты влияния информационно-коммуникационных технологий на формирование сознания у несовершеннолетних // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2022. № 1. С. 74–79.
  8. Ломбина Т.Н., Юрченко О.В. Особенности обучения детей с клиповым мышлением. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-detey-s-klipovym-myshleniem/viewer
  9. Борисова И.В. Отличительные особенности языковой личности поколения Z // Colloquim-journal. 2019. № 2-3 (26). C. 57–58.
  10. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текста: АДД. Л., 1984. 154 с.
  11. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. 168 с.
  12. Опрятнова Ю.Г. Родной язык как средство нравственного воспитания народа в трудах М.В. Ломоносова и его последователей // Историко-педагогический журнал. 2015. № 1. С. 166–174.
  13. Зыкин А.В. Билингвизм как основа межкультурного и межэтнического взаимодействия: социально-философский анализ // Региональные исследования. Этносоциум и межрегиональная культура. 2016. № 2 (92). С. 55–61.
  14. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: Теория, история, современность. М.: Наука, 1987. 336 с.
  15. Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. 816 с.
  16. Хайдеггер М. Путь к языку // Время и бытие: Статьи и выступления / пер. с нем. и составление В.В. Бибихина. М.: Республика, 1993. 447 с.
  17. Буланкина Н.Е., Максимова Н.В. Коммуникативная парадигма языкового образования в инновационном гуманитарном пространстве // Сибирский учитель. 2017. № 2 (111). С. 93–98.
  18. Сахарова А.В. Формирование языковой личности: социально-философский аспект: автореф. дис. … канд. философ. наук. Иваново, 2017. 16 с.
  19. Байбородов А.Ю. Общение как универсально-всеобщий способ бытия // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 1. С. 74–87
  20. Митрофанова О.И. Понятие языковой личности в лингвистике // Научный альманах. 2019. № 11-2 (621). С. 230–233.
  21. Коммуникации в цифровом обществе. URL: https://scilead.ru/article/705-kommunikatsii-v-tsifrovom-obshchestve
  22. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. М.: Смысл, 2003. 486 с.
  23. Чиряев Н.К. Диалектика формального и материального в гимназическом образовании: автореф. дисс. ... канд. филос. Якутск, 2002. 16 с.
  24. Лосев А.Ф. Философия имени // Самое само: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 1024 с. 
  25. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Часть третья. Онтологический поворот герменевтики как путеводной нити языка. М.: Прогресс, 1988. 700 с. URL: http://kant.narod.ru/gadamer.htm
  26. Потебня A.A. Мысль и язык // Потебня A.A. Слово и миф. М.: Правда, 1989. С. 17–200.
  27. Boyd R.L., Pennebaker J.W. Language-based Personality: A New Approach to Personality in a Digital World. URL: https://eprints.lancs.ac.uk/id/eprint/134829/1/2017_05_17_Boyd_Pennebaker_Language_basedPersonality_submit.pdf (дата обращения: 04.05.2022).
  28. Gill A.J. Personality and Language: The projection and perception of personality in computer-mediated communication. School of Informatics University of Edinburgh. 2003. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.65.217&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 04.05.2022).
  29. Ochirova I.N. The concept “personality”, “language personality” and possibility of their modelling in a literary text. Research result // Theoretical and Applied linguistics. 2015. Vol. 1. Iss.#4. URL: http://rrlinguistics.ru/en/journal/article/581/ (дата обращения: 04.05.2022).
  30. Жиркова Е.С. Педагогические основы приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению народа саха: автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Якутск, 1999. 16 с.