Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Сравнительный анализ особенностей преподавания финансовой грамотности в сельских и городских школах Липецкой области

А.А. Линченко, Ж.В. Корнева, Е.В. Трутенко
80,00 ₽

УДК 37/09:336(470+571-32)

https://doi.org/10.20339/AM.09-22.064                       

 

А.А. Линченко,

канд. филос. наук, доцент,

руководитель лаборатории по изучению финансово-экономического

 поведения населения регионов

Липецкий филиал Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации

e-mail: linchenko1@mail.ru

Ж.В. Корнева,

канд. экон. наук, доцент,

начальник отдела «Региональный центр финансовой грамотности»

ГАУДПО ЛО «Институт развития образования»

e-mail: j_korneva@mail.ru

Е.В. Трутенко,

студент

Липецкий филиал Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации

e-mail: shiboko@yandex.ru

 

В основе статьи лежат результаты мониторинга образовательных организаций Липецкой области по преподаванию основ финансовой грамотности, проведенного осенью 2021 года. Делается вывод о противоречивой ситуации в рамках преподавания финансовой грамотности в сельских и городских школах области. С одной стороны, как в сельских, так и в городских школах области идет активный процесс включения курса по финансовой грамотности в образовательные практики школ (повышение квалификации, переподготовка, включение модулей в образовательный процесс). С другой стороны, мониторинг выявил недостаточность часов по преподаванию финансовой грамотности на уровне как сельских, так и городских школ. Образовательные и просветительские мероприятия по повышению финансовой грамотности активно реализуются прежде всего в сегментах учебной (городские школы) и внеучебной (сельские школы) деятельности, оставаясь в большинстве организаций за рамками элективных курсов. Результаты исследования указывают на низкий уровень числа учащихся, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах по повышению финансовой грамотности. Обосновывается мысль, что эффективность дальнейшей реализации курса в сельских школах требует повышения уровня информирования об актуальных мероприятиях, в то время как в городских школах необходимо увеличение краткосрочных курсов повышения квалификации и проведение большего числа образовательных и просветительских мероприятий. 

Ключевые слова: финансовая грамотность, образовательные практики, преподавание основ финансовой грамотности, финансовое образование.

 

Литература

1. Асланов Д.И., Матвеева Е.И. Особенности формирования основ финансовой грамотности в начальной школе // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2020. № 1. С. 15–18.

2. Городецкая Н.И., Рутковская Е.Л. Формирование финансовой грамотности учащихся основной школы в современных условиях // Преподавание истории и обществознания в школе. 2019. № 3. С. 71–80.

3. Кочурова Е.А., Романова М.Ю. Пути повышения финансовой грамотности учащихся начальной и основной школы // Начальное образование. 2019. Т. 7. № 5. С. 28–32.

4. Линченко А.А,, Корнева Ж.В., Трутенко Е.В. Преподавание финансовой грамотности в образовательных организациях Липецкой области: анализ результатов мониторинга // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 5. С. 36–42. DOI: 10.20339/AM.05-22.036

5. НАФИ. Аналитический центр. Уровень финансовой грамотности населения Липецкой области. Отчет по результатам социологического исследования. 2020 год. М.: НАФИ, 2020. 52 с.

6. Финансовая грамотность [Электронный ресурс]. URL: https://www.banki.ru/wikibank/finansovaya_gramotnost/

7. Шингаев С.М., Медведь И.В. Командные и диалоговые методы обучения как средство формирования финансовой грамотности обучающихся основной школы // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. № 3. С. 282–288.

8. Gilenko E., Chernova A. Saving Behavior and financial literacy of Russian high school students: an application of a copula-based bivariate probit-regression approach // Children & Youth Services Review. 2021. Aug., Vol. 127. P. 106–122.

9. Gramațki I. A comparison of financial literacy between native and immigrant school students // Education Economics. 2017. Vol. 25. No. 3. P. 304–322.

10. Wright T. Comparing the Financial Literacy of Public School, Christian School, and Homeschooled Students // Journal of Research of Christian Education. 2016. Vol. 25. No. 1. P. 56–75.

 

Статья подготовлена в рамках государственной программы Липецкой области «Развитие образования Липецкой области», утвержденной постановлением Администрации Липецкой области от 29 ноября 2013 г. № 534 (Подпрограмма 6. «Повышение финансового образования в Липецкой области»), а также при финансовой поддержке внутреннего гранта Финансового университета в рамках конкурса проектов по созданию научно-учебных лабораторий в структуре факультетов / филиалов. Приказ № 1216/0 от 28 мая 2021 г.