Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Формирование академического лидерства в контексте трендов развития современного российского высшего образования

К.В. Воденко
80,00 ₽

УДК 378+316

https://doi.org/10.20339/AM.09-22.020         

 

К.В. Воденко,

д-р филос. наук, профессор,

заведующий кафедрой социальных и гуманитарных наук

Южно-Российский государственный политехнический университет  (НПИ)

имени М.И. Платова

e-mail: vodenkok@mail.ru

 

Статья базируется на исследовании актуальных проблем высшего образования на основе обращения к идеям о стратегической значимости переориентации высшего профессионального образования в России на формирование у обучающихся креативных навыков и способностей, о парадигмальном переходе, кардинально меняющем саму культуру образования как фундаментальное основание образовательного пространства, о концепции регионализации государственной политики в сфере высшего образования. В статье выделены ведущие тренды диверсификации государственной политики в сфере высшего образования и ключевые сценарии развития высшего образования в условиях глобальных и локальных вызовов современности. Среди ведущих трендов, определяющих специфику развития высшего образования, в том числе и в российских условиях, выделяются профессионализация, дигитализация и регионализация. Показано, что перспективы государственной политики в образовательной сфере могут быть связаны с реализацией «третьей миссии» университета, направленной на создание необходимых общественных благ, форсированного формирования институциональной среды собственного региона. В качестве основного механизма развития государственной политики в сфере высшего образования выделена стратегия достижения академического лидерства как особого состояния образовательной и научно-инновационной сферы, в том числе и в региональном пространстве.

Ключевые слова: академическое лидерство, высшее образование, российское общество, дигитализация, регионализация, профессионализм.

 

Литература

  1. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин, П.С. Сорокин, И.В. Абанкина и др.; под ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина, П.С. Сорокина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 284 с.
  2. Воденко К.В. Институциональные аспекты взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений и развитие системы современного высшего образования в России // Гуманитарий Юга России. 2016. № 2. С. 66–77.
  3. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности: монография / В.С. Третьякова [и др.]; под ред. Э.Ф. Зеера, В.С. Третьяковой. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 142 с.
  4. Залевская А.А. Выбор профессии в системе формирования профессионально-квалификационного потенциала студенческой молодежи Ростовской области (по итогам социологического опроса) // Caucasian Science Bridge. 2021. Vol. 4. № 4 (14). С. 45–51.
  5. Российские университеты в условиях цифровизации: математические и инструментальные методы оценки качества управления: монография / Под. общ. ред. В.Г. Халина. М.: Проспект, 2019. 896 с.
  6. Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России / О.В. Лешуков, Д.Г. Евсеева, А.Д. Громов, Д.П. Платонова. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 30 с.
  7. Овчинникова О.П. Роль современного университета в инновационном развитии региона // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2018. № 2 (62). С. 154–163.
  8. Другова Е.А. Ключевые характеристики программ преподавательского совершенства для академических лидеров: обзор опыта высокорейтинговых университетов на материале зарубежных публикаций // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 8–29.
  9. Воденко К.В., Черных С.С., Сусименко Е.В. Миссия университета в условиях поликультурного региона // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 12. С. 7–13. DOI: 10.20339/AM.12-21.007
  10. Зиневич О.В., Балмасова Т.А. На пути модернизации: миссия университета в региональном развитии // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8. № 3. С. 2000–2010.
  11. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Научно-педагогическое сообщество в российских вузах в условиях осуществления программы «Приоритет-2030»: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 59–71.
  12. Hungund S.Annigeri A.R., Pandey I.Hiremath G. Academic leadership and research performance: a study among engineering academicians in emerging nations // International Journal of Educational Management. 2022. Vol. 36 (1). P. 81–94.
  13. Dinh N.B.K., Caliskan A., Zhu C. Academic leadership: Perceptions of academic leaders and staff in diverse contexts // Educational Management Administration and Leadership. 2021. Vol. 49 (6). P. 996–1016.

 

 

Благодарности. Статья выполнена в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (НШ-239.2022.2) «Академическое лидерство в пространстве развития транспрофессиональной идентичности и формирования рынка новой экономики в условиях дигитализации и регионализации высшего образования».