Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Инструменты языковой адаптации иностранных студентов в российском вузе

О.А. Береговая, М.А. Юрченко
80,00 ₽

УДК 378:37.09-054.6

https://doi.org/10.20339/AM.08-22.074           

 

О.А. Береговая,

канд. философ. наук, доцент

кафедра международных отношений и гуманитарного сотрудничества,

заведующая научно-исследовательской лабораторией

«Глобальное образование»

Сибирский институт управления — филиала РАНХиГС

e-mail: zaroza@mail.ru

М.А. Юрченко,

ассистент

кафедра иностранных языков и лингводидактики,

младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории

 «Глобальное образование»

Сибирского института управления — филиала РАНХиГС

e-mail: yurchenko-maa@ranepa.ru

 

В условиях усиливающейся интернационализации высшего образования наблюдается рост числа иностранных студентов, соискателей ученой степени, международных талантов и ученых. При освоении другой образовательной среды нередко возникают языковые барьеры, которые становятся причиной низкой успеваемости и адаптивности обучающихся из-за рубежа. Статья посвящена анализу инструментов языковой адаптации иностранных студентов. Целью данного исследования является анализ проблем и инструментов языковой адаптации иностранных студентов в российском вузе. В задачи входит: показать проблемы и выявить инструменты языковой адаптации иностранных студентов; предложить стратегию их использования в российском вузе.

В данном исследовании используются такие методы исследования, как анализ отечественной и зарубежной литературы, вторичный социологический анализ, классификация, интервью. Авторами были проанализированы понятия «языковая адаптация», «языковой барьер». В статье проанализированы результаты анкетного опроса студентов новосибирских вузов о языковых трудностях в период обучения в этих вузах. По результатам исследования были выявлены основные проблемы, а также описаны и классифицированы основные инструменты языковой адаптации. В результате проведенного анализа и опыта работы предлагается программа мероприятий по преодолению трудностей, возникающих у иностранных студентов, которые обучаются на неродном для них языке.

Ключевые слова: иностранные студенты, интернационализация, социокультурная адаптация, высшее образование, языковая адаптация,

 

Литература

  1. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов. М.: Центр социологических исследований, 2014. 228 c.
  2. Береговая О.А. Тьюторское сопровождение как инструмент социокультурной адаптации иностранных студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 1. С. 8–12. DOI: 10.20339/AM.01-22.008
  3. Дорожкин Ю.Н., Мазитова Л.Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. 2007. № 3. С. 73–77.
  4. Иванова Г.П., Логвинова О.К, Ширкова Н.Н. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов: опыт реализации // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 60–69.
  5. Вятлев Д.Н., Чугунов Е.А., Чугунова О.Д., Сайкин А.В. Клубные объединения в современном университете как средство патриотического и интернационального воспитания молодежи // Вестник педагогических наук. 2021. № 2. С. 34–40.
  6. Марышкина Т.В., Калижанова А.Н. Факторы, влияющие на мотивацию студентов в отношении участия в дополнительных мероприятиях в вузе // Мир педагогики и психологии. 2021. № 2 (55). С. 120–139.
  7. Милосердова Е.М., Самородова Т.В. «Русский клуб» как метод лингвокультурной адаптации иностранных студентов в условиях языковой среды // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 192. С. 87–95.
  8. О приоритетном проекте «Экспорт образования». URL: http://government.ru/info/27864/ (дата обращения: 25.04.2022).
  9. Пионова Р.С. Студенческое самоуправление: сущность, специфика, современный подход // Вестник Минского государственного лингвистического университета. Сер. 2: Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. 2021. № 1 (39). С. 58–69.
  10. Рахимов Т.Р. Модель организации процесса обучения по специальности иностранных студентов в вузе // Язык и культура. 2011. № 1 (13). С. 126–133.
  11. Ременцов А.Н., Казанцева А.А. Социокультурные аспекты адаптации иностранных студентов в российских вузах // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 7. С. 10–14.
  12. Садохин А.П. Межкультурные барьеры и пути их преодоления в процессе коммуникации // Обсерватория культуры: Журнал – обозрение. 2008. № 2. С. 26–32.
  13. Самохвалова А.Г., Дмитрук Л.А. Коммуникативные трудности межкультурного общения китайских и российских студентов // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 86–94.
  14. Юрченко М.А. Межъязыковая интерференция как следствие переключения кодов в условиях аудиторного полилингвизма // Актуальные проблемы современного общества: сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции молодых ученых / под ред. И.А. Казачихиной, Ю.А. Макаровой, С.Ю. Полянкиной. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2019. С. 398–402.
  15. Юрченко М.А. Перспективы полилингвального подхода в обучении иностранным языкам // Лингвистика, перевод, межкультурная коммуникация: материалы XXI Научно-практической конференции 21–22 ноября 2019 г. / отв. ред. И.А. Вылегжанина. Екатеринбург: Универсальная Типография «Альфа Принт», 2020. C. 119–123.
  16. Altbach P.G., Knight J. The internationalization of higher education: Motivations and realities // Journal of Studies in International Education. 2007. Vol. 11 (3-4). P. 290–305.
  17. Beregovaya O.A., Kudashov V.I. The Problems of Linguistic and Academic Adaptation of International Students in Russia // Integratsiia obrazovaniia = Integration of Education. 2019. Vol. 23 (4). P. 628–640.
  18. Borges R. The role of extralinguistic factors in linguistic variation and contact-induced language change among Suriname’s Coppename Kwinti and Ndyuka Maroons // Acta Linguistica Hafniensia: International Journal of Linguistics. 2013. Vol. 45 (2). P. 228–246.
  19. Efremova O.N., Plotnikova I.V., Ustyuzhanina A.K. Forming Linguistic Competence of Foreign Students at the Preparatory Department of a Technical University // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 215. P. 72–78.
  20. Lee J.Y., Ciftci A. Asian International Students’ Socio-Cultural Adaptation: Influence of Multicultural Personality, Assertiveness, Academic Self-Efficacy, and Social Support // International Journal of Intercultural Relations. 2014. No. 38. Р. 97–105.
  21. Leong P. Coming to America: Assessing the Patterns of Acculturation, Friendship Formation, and the Academic Experiences of International Students at a US College // Journal of International Students. 2015. Vol. 5(4). P. 459–474.
  22. Martirosyan N.M., Bustamante R., Saxon D.P. Academic and Social Support Services for International Students // Journal of International Students. 2019. Vol. 9 (1). P. 172–191.
  23. Martirosyan N.M., Hwang E., Wanjohi R. Impact of English Proficiency on Academic Performance of International Students // Journal of International Students. 2015. Vol. 5 (1). P. 60–71.
  24. Ward C., Kennedy A. The Measurement of Sociocultural Adaptation // International Journal of Intercultural Relations. 1999. Vol. 23 (4). P. 659–677.
  25. Zhou Y., Jindal-Snape D., Topping K., Todman J. Theoretical Model of Culture Shock and Adaptation in International Students in Higher Education // Studies in Higher Education. 2008. Vol. 33 (1). P. 63–75.

 

 

Статья подготовлена в рамках внутреннего гранта Сибирского института управления — филиала РАНХиГС (приказ № 152-77 (осн.) от 27.03.2022).