Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Проблемы отсутствия адаптации личности студента в условиях смены социальной общности

Н.А. Поздеев
80,00 ₽

УДК 316.4/.6-053

https://doi.org/10.20339/AM.08-22.033              

 

Н.А. Поздеев,

ассистент кафедры

Глазовский государственный педагогический институт  им. В.Г. Короленко

e-mail: n-pozdeev@bk.ru

 

Рассматривается взаимосвязь понятий «аномия», нарушение и разрушение фрейма, отчуждение на личностном уровне. Проведен теоретический анализ социологической, педагогической и философской научной литературы. Предложена идея рассматривать отсутствие адаптации личности через такие понятия, как аномия, нарушения фрейма. Теория аномии рассматривается через взгляды Э. Дюркгейма, Л. Сроула и его индикаторы индивидуальной аномии. Нарушения фрейма изучены в работах И. Гофмана. Рассмотрены формы самоотчуждения личности, определенные М. Симаном, такие как бессилие, бессмысленность, безнормность, изоляция, самоотстранение. В заключении статьи представлены риски, возможные при возникновении данных феноменов у личности.

Ключевые слова: аномия, отчужденность, нарушение фрейма, бессилие, безнормность, бессмысленность, изоляция, самоотчуждение, социальная педагогика.

 

Литература

  1. Durkheim, E. O razdelenii obshchestvennogo truda [On the division of social labor]. Translated from French by A.B. Gofman. Moscow: Kanon Publ., 1996.
  2. Durkheim, E. The Division of  Labour in Society (transl., in Rus.). Moscow: Kanon, 1996.
  3. Mannheim, K. Man and Society in an Age of Reconstruction. New York: Harcourt, Brace, 1940. P. 59.
  4. Nettler, G. A Measure of Alienation. American Sociological Review. 1957. Vol. 22 (December). P. 670–678.
  5. Riesman, D. The Lonely Crowd. New Haven & London: Yale University Press, 1950. P. 49.
  6. Riesman, D. The Lonely Crowd: A Study of the Changing American Character. New Haven &London: Yale University Press, 1961
  7. Seeman, M. On The Meaning of Alienation. American Sociological Review. 1959. Vol. 24. No. 6. P. 783–791.
  8. Seeman, M. A Prolegomenon on Empirical Research Regarding Anomie. In: Shoham, S. (ed.). Anomie and Alienation Revisited. Tel Aviv: Ramon Publishing Co., 1982. P. 121–138.
  9. Srole, L. A Comment on Anomy. American Sociological Review. 1965. Vol. 30. No. 5. P. 757–762.
  10. Srole, L. Social Integration and Certain Corollaries: An Exploratory Study. American Sociological Review. 1956. Vol. 21 (6). P. 709–716.
  11. Гофман И. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта: Пер. с англ. / Под ред. Г.С. Батыгина и Л.А. Козловой. М.: Институт социологии РАН, 2003. 752 с.
  12. Гофман И. Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу / пер. с англ.; под ред. Н.Н. Богомоловой. М.: Смысл, 2009. 319 с.
  13. Лыткина Е.И. Операционализация понятия «аномия» в эмпирических исследованиях: аналитический обзор // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2014. № 38. С. 165–199.
  14. Лыткина Е.И. Социальная структура в трех теориях аномии // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. № 1 (29). С. 176–184. DOI: 10.17223/1998863X/29/19.
  15. Поздеев Н.А., Волков А.Б. Понятие и компоненты социально-педагогической адаптации студента в вузе // Научные исследования и инновации: сборник статей X Международной научно-практической конференции. Саратов: НОО «Цифровая наука». 2021. С. 369–374.
  16. Фромм Э. Здоровое общество. М.: АСТ, 2015. 448 с.