Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

К вопросу оценки коммуникативной компетентности в российском медицинском образовании

Е.Ю. Васильева
80,00 Р

УДК 378::61+808

https://doi.org/10.20339/AM.07-22.100       

Е.Ю. Васильева,

д-р пед. наук, профессор

заведующая кафедрой педагогики и психологии

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

e-mail: dr.evasilyeva@gmail.com

ORCID: 0000-0002-8992-8758

 

Требование федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС 3++) к формированию коммуникативной компетентности студентов-медиков актуализирует задачу разработки эффективных инструментов ее оценки на современном этапе развития медицинского образования.

Цель исследования — изучение методологических подходов в зарубежной практике к оценке коммуникативных навыков студентов-медиков для последующей разработки согласованных инструментов оценки коммуникативной компетентности в медицинских образовательных организациях Российской Федерации.

Материал и методы. Для поиска зарубежной литературы в электронной базе данных на английском языке (PubMed) были определены ключевые слова: инструменты оценки, коммуникативные навыки, медицинская школа, медицина, модели общения в медицине, студенты-медики. Критерии включения: возраст аутентичных источников, не должен превышающий последние 20 лет, и наличие в базе данных доступа к полнотекстовым статьям. В соответствии с заданными критериями были отобраны и проанализированы 12 публикаций, в которых представлены результаты исследований, отражающие методологические подходы к оценке коммуникативных навыков в зарубежной практике медицинского образования.

Результаты. Для оценки коммуникативных навыков в зарубежном медицинском сообществе применяются различные модели и методики, которые значительно различаются по содержанию, психометрическим свойствам и удобству применения. Согласно данным исследований, самые высокие оценки по этим показателям имеет модель общения и оценки коммуникативных навыков Каламазу (KCS), методологической основой которой является пациент-центрированный подход. По мнению экспертов, критерии KCS являются надежной основой для руководства по выбору инструментов для оценки коммуникативной компетентности обучающихся на всех уровнях медицинского образования.

Заключение. Разработка надежных и валидных оценочных инструментов для оценки коммуникативной компетентности будущих врачей в российском медицинском образовании возможна с учетом лучших мировых практик, при условии обоснования и согласования в профессиональном сообществе перечня основных элементов коммуникации врача, критериев их оценки, шкал измерения, их дизайна и направленности, а также соответствия требованиям практичности и простоты использования.

Ключевые слова: оценка, коммуникативная компетенция, подход, общение, коммуникативные навыки студенты-медики, медицинское образование.

 

Литература

  1. Акопян Ж.А., Андреенко А.А., Васильева Е.Ю. [и др.] Специалист медицинского симуляционного обучения / Под ред. М.Д. Горшкова. М.: РОСОМЕД, 2021. 500 c.
  2. Васильева Е.Ю. Томилова М.И. Оценка коммуникативных навыков в медицинском образовании: теория и практика: монография. М.: РУСАЙНС, 2020. 164 с.
  3. Васильева Е.Ю., Кузьминская Т.В. Оценка навыков общения с пациентами в процессе первичной специализированной аккредитации: реалии и возможности // Профилактическая медицина. 2022. № 2. С. 86–90.
  4. Boon H., Stewart M. Patient-physician communication assessment instruments: 1986 to 1996 in review // Patient Educ Couns. 1998. 35: 161–175.
  5. Kogan J.R., Holmboe E.S., Hauer K.E. Tools for direct observation and assessment of clinical skills of medical trainees. A systematic review // JAMA. 2009. 302(12): 1316–1326.
  6. Schirmer J.M., Mauksch L., Lang F., Marvel M.K., Zoppi K., Epstein R.M., Brock D., Pryzbylski M. Assessing communication competence: A review of current tools // Famile Medicine. 2005. 37 (3): 184–192.
  7. Laidlaw A, Hart Jo. Communication skills: an essential component of medical curricula. Part I: Assessment of clinical communication: AMEE Guide No. 51 // Medical Teacher. 2011. Vol. 33. No. 1. P. 6–8.
  8. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. № 988 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования-специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело» (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020.
  9. Паспорт экзаменационной станции «Сбор жалоб и анамнеза». Ссылка активна на 01.05.22. URL: https://fmza.ru/upload/medialibrary/e9d/pasport_sbor-zhalob-i-anamneza-na-perv.pr.vracha_12.02_1.pdf
  10. Аккредитационный совет по последипломному медицинскому образованию (ACGME). URL: https://www.acgme.org/
  11. American Medical Association (AMA). URL: https://www.ama-assn.org/
  12.  Американский совет медицинских специальностей (ABMS). URL: https://www.abms.org/
  13. Американский совет по внутренним болезням. URL: https://www.abim.org/
  14.  Ассоциация американских медицинских колледжей (AAMC). URL: https://www.aamc.org/
  15. Байеровский институт коммуникаций в области здравоохранения (США). URL: https://www.career.bayer.ru/ru/node/12206
  16. Институт медицины США (Национальные институты здоровья). URL: https://www.nih.gov/
  17. Институт Фетцера (Каламазу, штат Мичиган, США). URL: http://www.fetzer.org/
  18. Национальный совет медицинских экзаменаторов (NBME). URL: https://www.nbme.org/
  19. Makoul, G. Essential elements of communication in medical encoun-ters: the Kalamazoo consensus statement. Acad Med. 2001.76(4): 390–393.
  20. Makoul, G. The SEGUE Framework for teaching and assessing com-munication skills. Patient Educ Couns. 2001. 45 (1): 23–34.
  21. Makoul, G., Krupat, E., Chang, C.H. Measuring patient views of physician communication skills: development and testing of the Communication Assessment Tool. Patient Educ Couns. 2007 Aug. 67 (3): 333–342. DOI: 10.1016/j.pec.2007.05.005. Epub 2007 Jun 18. PMID: 17574367.
  22.  Peterson, E.B., Calhoun, A.W., Rider, E.A. The reliability of a modified Kalamazoo Consensus Statement Checklist for assessing the communication skills of multidisciplinary clinicians in the simulated environment. Patient Educ Couns. 2014 Sep. 96 (3): 411–418. DOI: 10.1016/j.pec.2014.07.013. Epub 2014 Jul 19. PMID: 25103180.
  23.  Duffy, F.D., Gordon, G.H., Whelan, G., Cole-Kelly, K., Frandel, R. Assessing competence in communication and interpersonal skills: the Kalamazoo II Report. Acad Med. 2004. 79: 495–507.
  24.  Pulcas, L, Kogan, J.R., Holmboe, E.S. Assessing Interpersonal and Communication Skills. Journal of Graduate Medical Education. 2021. 13 (2s): 91–95.
  25.  Lang, F., McCord, R., Harvill, L., Anderson, D.S. Communication assessment using the Common Ground Instrument: psychometric properties. Fam Med. 2004. 36 (3): 189–198.
  26.  Campbell, C., Lockyer, J., Laidlaw T., Macleod, H. Assessment of a matched-pair instrument to examine doctor-patient communication skills in practicing doctors. Med Educ. 2007 Feb. 41 (2): 123–129. DOI: 10.1111/j.1365-2929.2006.02657.x. PMID: 17269944.
  27.  Chavda, N., Solanky, P., Dhanani, J.V., Shah, A., Patel, N., Bhadiyadara, S. Assessment of clinical communication skills of medical students through the simulated patient approach. Journal of Medical Education. 2020. 19 (3): e108661.