Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Формирование здоровьесберегающего пространства вуза: методологический аспект

Н.А. Попованова, В.С. Зоммер
80,00 Р

УДК 378+614-053

https://doi.org/10.20339/AM.07-22.064                    

 

Н.А. Попованова,

канд. пед. наук, доц., заведующая кафедрой

физической культуры и здоровья

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева

e-mail: fkreferat@mail.ru

В.С. Зоммер,

ст. преподаватель кафедры

физической культуры и здоровья

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева

e-mail: vz_forward@mail.ru

 

В статье представлены взгляды ученых на проблему здоровьесбережения студенческой молодежи, обоснована необходимость создания здоровьесберегающего пространства в высших учебных заведениях. Выявлено противоречие между потребностью общества в здоровой студенческой молодежи и неразработанностью системы здоровьесберегающей среды в высших учебных заведениях. Рассматривается актуальность и важность аксиологического подхода к процессу формирования здоровьесберегающего пространства вуза. Представлена структурно-функциональная модель здоровьесберегающего пространства вуза, состоящая из трех компонентов: когнитивного, ценностного и деятельностно-результативного. Определены основные характеристики здоровьесберегающего пространства и раскрыто содержание здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья студента как субъект-объекта образовательного процесса. Представлен опыт создания здоровьесберегающего пространства в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева с целью подготовки конкурентоспособных специалистов. Обосновано, что предложенная структурно-функциональная модель здоровьесберегающего пространства может быть успешно использована для проектирования подобных пространств на базе конкретно взятого учреждения.

Ключевые слова: здоровье, обучающиеся, ценности, аксиологический подход, модель, физическая культура, здоровьесберегающее пространство, педагогический университет.

 

Литература

 

  1. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса (школа-вуз): автореф. дис. … док. пед. наук. Новосибирск, 2001. 48 с.
  2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая педагогика. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. 240 с.
  3. Бирюкова Ю.Н. Формирование здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных школ на основе здоровьесберегающих технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук. Краснодар, 2004. 23 с.
  4. Вахитова Г.А. Формирование здоровьесберегающих технологий у детей подросткового возраста в условиях негосударственного образовательного учреждения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Уфа, 2007. 25 с.
  5. Елькова Л.С. Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства высшей школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2006.
  6. Жуйкова Т.П. Идеи ценностей, их развитие в общей аксиологии // Молодой ученый. 2014. № 21 (80). С. 632–634.
  7. Подгорная О.Е. Проектирование здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы средствами личностно ориентированного образования: Дис. ... канд. пед. наук. Тирасполь, 2005. 211 с. РГБ ОД, 61:05-13/2000
  8. Попованова Н.А., Кравченко В.М., Чижакова Г.И., Зоммер В.С. Структурно-функциональная модель открытого здоровьесберегающего пространства // Культура физическая и здоровье. 2022. № 1 (81). С. 171–175.
  9. Попованова Н.А., Чижакова Г.И., Казакова Г.Н. Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов с ОВЗ в процессе реализации здоровьесберегающих технологий в педагогическом вузе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 7. С. 48–51. DOI: 10.20339/AM.07-20.048
  10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002. 121 с.
  11. Driving social impact with common global indicators for healthy lifestyle programs: lessons learned / N.R. Robinson, J. Gin, S. Kamath-Jha, M. Infantes, R. Hernandes, M. Alberg-Seberich, D. Suri, R. Perez-Esxamilla // Food and Nutrition Bulletin. 2014. Vol. 35. P. 163–168. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24488032
  12. Identifying common metrics for evaluating school-based healthy lifestyles programs in seven countries: introduction to workshop proceedings / R. Perez-Escamilla, M. Albert-Seberich // Food and Nutrition Bulletin. 2014. Vol. 35. P. 93–96. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24488036
  13. Policy, system, and environment strategies to promote physical activity and healthy food sources to address guam`s disparate non-communicable disease burden / M. Nitta, D. Navasca, N.A. Palafox, C. Tanner, K. Narvarte, R. Zabala, P. Luces, A. Silverio, A. Sy // Journal of Health Care for the Poor and Underserved. 2015. Vol. 26. No. 2. P. 96–103. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24445021