УДК 378-042.4:004+159.9
https://doi.org/10.20339/AM.07-22.057
А.Г. Безпалова,
канд. экон. наук, доцент
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
e-mail: bezpalova-anna@yandex.ru
А.Н. Легконогих,
доцент,
Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
e-mail: lan-666-121285@mail.ru
Цель статьи — изучить формирование отстраненности студентов от группового общения во время дистанционного обучения и причин продления этого состояния после выхода в офлайн-режим. Актуальность данного вопроса обоснована опытом работы со студентами во время офлайн- и онлайн-обучения и очевидной разницей в психологическом состоянии всех субъектов образовательного процесса после выхода из удаленного режима. В задачи входит обоснование важности и целесообразности создания психологической службы университета, анализ и мониторинг поведения студентов с выраженной социальной фобией и нивелирование такого поведения в ходе целенаправленной и программной работы как индивидуально со студентом, так и интегрированно в группе. В ходе исследования подчеркивается, насколько онлайн-обучение позволяет расширить или сузить социальное сознание студента, а также выявить причины социальной фобии при продолжении традиционного образования. Исследование проводилось в беседах в социальной сети «ВКонтакте» для каждой группы студентов путем выявления качества онлайн- и офлайн-обучения, реакций на групповые отношения и изменений в этих отношениях во время долгосрочного дистанционного обучения. Результаты были обсуждены в рабочем режиме среди коллег кафедры маркетинга и рекламы Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) (Ростов-на-Дону, Россия).
Ключевые слова: студенческая социофобия, феномен онлайн-обучения, психологическая служба университета, процесс выравнивания поведения студента.
Литература
- Амосова О.С. Асоциальное поведение молодежи: факторы, причины, методы профилактики и коррекции // Вестник ЮУрГГПУ. 2017. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/asotsialnoe-povedenie-molodezhi-faktor... (дата обращения: 28.03.2022).03.2022).
- Елгина Л.С. Социальная адаптация студентов в вузе // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2010. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-studentov-v-vuze (дата обращения: 11.03.2022).
- Ермолаева Ю.Н., Ермолаев Д.О., Петрашова О.И., Петрашова В.А. Социальный портрет современного студента (на примере юридического вуза) // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-6. С. 1343–1347. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36329 (дата обращения: 11.03.2022).
- Кузьмина В.М. Особенности социально-психологической адаптации студентов в вузе: автореферат дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2006. 23 с.
- Легконогих А.Н., Смирнова С.Б., Легконогих Н.И. Проблема психологической поддержки студентов 1 курсов университетов: локальный аспект // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 6. С. 61–64. DOI: 10.20339/AM.06-21.061
- Никитенко О.С. Проблемы асоциальных проявлений студенческой молодежи. URL: https://docplayer.com/35587444-Problemy-asocialnyh-proyavleniy-studenche... (дата обращения: 23.03.2022).
- Овсяник О.А. Особенности профилактики социальной дезадаптации студентов в вузе // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-profilaktiki-sotsialnoy-de... (дата обращения: 14.03.2022).
- Полторыхина Е.П., Самойлова А.Д. Социально-психологические особенности современных студентов // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018016662 (дата обращения: 11.03.2022).
- Сафарли М.С. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе вузовской социализации // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 10. С. 45-49. DOI: 10.20339/AM.10-18.045
- Ситников А. Минобрнауки о студентах: из-за удаленки они стали психами. URL: https://svpressa.ru/society/article/309863/ (дата обращения: 01.04.2022).
- Скитейкина Ю.А. Социальная адаптация студентов в вузе // Молодой ученый. 2021. № 41 (383). С. 303–307. URL: https://moluch.ru/archive/383/84494/ (дата обращения: 11.03.2022).
- Фурсова В.В., Маслова Л.П. Нормализация отношения к девиантному поведению в студенческом сообществе (на примере традиционных и новых девиаций) // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2021. № 1 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normalizatsiya-otnosheniya-k-deviantno... (дата обращения: 21.03.2022).