Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Письма во власть как modus vivendi российской профессуры и как константа русской культуры (междисциплинарный социолого-историко-филологический взгляд)

В.Н. Базылев
80,00 Р

УДК [378+323.2](044)

https://doi.org/10.20339/AM.06-22.110                 

 

В.Н. Базылев,

д-р филол. наук, профессор

ООО «Электронное образование»

e-mail: v-bazylev@inbox.ru

 

Статья посвящена междисциплинарному исследованию «писем во власть» российского научно-педагогического сообщества XVIII–XXI вв. Постулируется феномен константы в условиях двухсотлетней истории взаимоотношений российской власти и российской научной и педагогической общественности как следствие традиции и ментальности в рамках русской лингвокультуры. Анализируются константные эпистолярные форматы — письма царю (XVIII — начало XX в.), письма вождям или главе государства (ХХ — начало ХХI в.), письма в печать, т.н. «открытое письмо» (ХХ — начало ХХI в.), письма в интернете — блоги и посты как стилистическое продолжение «открытого письма» (первая четверть ХХI в.).

Ключевые слова: письмо во власть, социология высшей школы, константа культуры, наука и образование, социальный институт, лингвокультура.

 

Литература

 

  1. Fitzpatrick S. Supplicants and Citizens: Public Letter-Writing in Soviet Russia. Slavic Review. 1996. Vol. 55. No. 1. P. 78–105.
  2. Андреев Ю.А. Российские университеты XVIII — первой половины XIX веков в контексте университетской истории Европы. М., 2009.
  3. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М., 2018.
  4. Есаков В Д., Левина Е.С. Дело КР. Суды чести в идеологии и практике послевоенного сталинизма. М., 2001.
  5. Жуковская Т.Н. «Дело профессоров» 1821 г. в Санкт-Петербургском университете: новые интерпретации // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2019. Т. 161. Кн. 2–3. С. 96–111.
  6. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Социология высшего образования. Екатеринбург, 2019.
  7. Ильина К.А. Профессора и бюрократические коммуникации в российской империи первой трети XIX века // История и историческая память. 2011. № 4. С. 133–158.
  8. Квакин А.В., Постников Е.С. «Завоевание высшей школы»: профессорско-преподавательский состав и студенчество России в пореволюционное время (1917 — конец 1930-х гг.). М., 2009.
  9. Лившин А.Я., Орлов И.Б. Власть и общество: диалог в письмах. М.: РОССПЭН, 2002.
  10. Письма ученых. URL: http://ihst.ru/projects/sohist/letters.htm) (дата обращения: 12.03.2022).
  11. Романов Ю.В. Наука и власть: наследие Л.А. Кассо. URL: http://www.hist.msu.ru/Calendar/1999/Apr/lomonos99/ Romanov.htm (дата обращения: 12.03.2022).
  12. Рожков А.Ю., Мамонтова О.А. Письма «во власть» как исторический источник изучения социальных проблем студенчества в Советской России 1920-х гг. // Общество: философия, история, культура. 2019. № 1 (57). С. 85–93.
  13. Суровцева Е.В. Жанр «письма царю» в XIX — начале XX века. М., 2011.
  14. Суровцева Е.В. Жанр «письма властителю» и создание конкорданса: Постановка проблемы // Молодой ученый. 2017. № 1 (135). С. 540–542.
  15. Шипилов А.В. Зарплата российского профессора в ее настоящем, прошлом и будущем// Alma mater. Вестник высшей школы. 2003. № 4. С. 33–42.

 

Источники

  1. Вера Афанасьева. Пять признаков тяжелой болезни. Открытое письмо министру образования РФ Ольге Васильевой от 10.04.2017. Фотокопия, компьютерный набор. Из личного архива автора.
  2. Обращение к императору Петру II. Январь 1729 года // Материалы по истории Императорской Академии наук. СПб., 1885. Т. 1. С. 444–448.
  3. Обращение к императрице Елизавете. 9 ноября 1743 года // Пекарский П. Отчет о занятиях в 1863/64 годах по составлению истории Академии наук // Записки Императорской Академии наук. СПб., 1865. Т. 7. Приложение № 4. С. 949–953. 
  4. Обращение профессора Ж.-Н. Делиля в Сенат. Январь 1742 года // Пекарский П. Отчет о занятиях в 1863/64 годах по составлению истории Академии наук // Записки Императорской Академии наук. СПб., 1865. Т. 7. Приложение № 4. С. 43–47.
  5. Обращение участников семинара-совещания заведующих кафедрами русского языка и литературы к Президенту Российской Федерации В.В. Путину от 27.05.2019. Оригинал, компьютерный набор. Из личного архива автора.
  6. Остановите разгром Московского педагогического государственного университета. Петиция А.М. Камчатнова в Администрацию Президента РФ и в Правительство РФ. Фотокопия. Из личного архива автора.
  7. Открытое письмо несуществующему сообществу преподавателей российской высшей школы от 18.09.2020. Фотокопия, компьютерный набор. Из личного архива автора.
  8. Письмо В.А. Лисицкого С.П. Трапезникову от 11 апреля 1968 г. Оригинал, машинопись. Из личного архива автора.
  9. Письмо группы московских учителей и врачей И.В. Сталину от 6 августа 1945 года // РГА СПИ. Ф. 558. Oп. 11. Д. 863. Л. 72–73. Рукописный текст.
  10. Письмо преподавателя-агронома М.И. Плотникова Р.С. Землячке // ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 56. Д. 20. Л. 23. Копия, машинопись.
  11. Письмо профессора И.А. Стернина В.В. Путину об изменениях в управлении наукой и образованием в России, от 15.05.2019. Фотокопия, компьютерный набор. Из личного архива автора
  12. Письмо профессора Т. Лебедева И.В. Сталину // РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 863. Л. 6–13. Заверенная копия, машинопись.
  13. Представление в Сенат. 21 ноября 1732 года // Материалы по истории Императорской Академии наук. СПб., 1886. Т. 2. С. 189–194.
  14.  Приветственная речь Ж.-Н. Делиля, обращенная к главному командиру Академии И.-А. Корфу. 11 ноября 1734 года //Записки Императорской Академии наук. СПб., 1865. Т. 7. Приложение № 4. С. 38–43.