УДК 37+004
https://doi.org/10.20339/AM.06-22.010
М.В. Костоломова,
канд. социол. наук,
ведущий научный сотрудник
Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук (ИС ФНИСЦ РАН)
e-mail: m.kostolomova@yandex.ru
Современное российское общество переживает состояние «обнуления» старых, отживших социальных, политических, экономических, социокультурных конструктов. Такое состояние общества обусловлено параллельно протекающими внутренними и внешними, трансформирующими его процессами. Дискурс подобного состояния социума формулирует запрос на сохранение и укрепление национальной безопасности государства в целом. В свете последних внешнеполитических событий и изменения диспозиций на мировой арене, а также смещения политики западных государств в сторону пропаганды повсеместной «дерусификации», одним из ключевых элементов такой безопасности является безопасность информационная. В условиях социальной реальности ее когнитивный и социально-психологический аспекты обретают качественно новый востребованный социумом статус. В связи с этим автор формулирует необходимость научно-методологического подхода к проблеме поиска решений в целях сохранения, укрепления и преумножения информационной безопасности в контексте не только физического, но и ментального, а также психоэмоционального сохранения в условиях современной социальной реальности. В работе актуализируется требование к обеспечению информационной безопасности посредством одного из системообразующих социальных институтов. Образование, которое функционально способно выполнять одновременно как роль «зеркала» общества, так и инструмента его преобразования, должно сыграть приоритетную роль в укреплении информационной безопасности России. В целях разработки способов сохранения информационной безопасности предлагается категоризация основных составляющих образования как процесса по принципу содержательной и практической стороны. Далее в статье представлены соответствующие практико-ориентированные рекомендации.
Ключевые слова: национальная безопасность, информационная безопасность, информационное воздействие, социальная реальность, образование.
Литература
1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/security/information/document5/ (дата обращения: 18.04.2022).
2. Концепция информационной безопасности детей. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201512070019?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 21.04.2022).
3. Костоломова М.В., Карепова С.Г. «Посткарантинная» социальная реальность: контуры и противоречия // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021 № 12. С. 23–29. DOI: 10.20339/AM.12-21.023
4. Подписание добровольных обязательств компаниями-учредителями Альянса по защите детей в цифровой среде. Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/66557 (дата обращения: 21.04.2022).
5. Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. № 2150 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/75091924/? (дата обращения: 18.04.2022).
6. Приказ Министерства Просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400042312/? (дата обращения: 18.04.2022).
7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 20.04.2022).
8. Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования». Основные сведения. URL: https://ficto.ru/content/osnovnye-svedeniia (дата обращения: 20.04.2022).
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/9:0 (дата обращения: 17.04.2022).