Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Непрерывное образование и цели устойчивого развития: программа переподготовки «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

М.В. Луканина, Л.К. Салиева
80,00 Р

УДК 378+37.09:81`25

https://doi.org/10.20339/AM.05-22.091         

 

М.В. Луканина,

канд. филолог. наук, доцент,

Кафедра международной коммуникации

факультета мировой политики

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

ORCID: 0000-0003-1303-0084

e-mail: mvlukaninag@gmail.com

Л.К. Салиева,

канд. филолог. наук, доцент,

Кафедра международной коммуникации

факультета мировой политики

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

e-mail: liudmila.salieva@gmail.com

 

Одним из приоритетов целей устойчивого развития ООН является предоставление качественного непрерывного образования, которое реализуется высшими учебными заведениями в рамках программ повышения квалификации и переподготовки. В данной статье представлен анализ авторского лингводидактического материала, разработанного коллективом кафедры международной коммуникации факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Тематика пособия отражает основные цели устойчивого развития ООН, обеспечивая взаимосвязь потребностей общества и целей программы.

Программа разработана с учетом государственных требований к профессиональным компетенциям переводчика и современной методики преподавания. Интеграция различных аспектов программы в рамках одного пособия позволяет применить знания, полученные в рамках теоретических курсов по языкознанию и переводу, и совершенствовать переводческие компетенции. Проводится разбор комплекса заданий, обеспечивающих системное и мотивированное овладение содержанием и целевыми навыками по направлению переподготовки. Материалы учебного пособия прошли апробацию в 2018–2021 гг. и могут быть рекомендованы как для программ переподготовки, так и для программ обучения специалистов по широкому ряду специальностей, таких как политология и международные отношения.

Ключевые слова: непрерывное образование, программа профессиональной переподготовки, перевод, преподавание английского языка, профессиональная коммуникация, цели устойчивого развития.

 

Литература

  1. Борисенко Т.И., Данилина В.В., Салиева Л.К. Формирование коммуникативной компетентности студентов управленческих специальностей в свете теории речевых коммуникаций // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 11. С. 99–104.
  2. Зайцева О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестник ТГПУ. 2009. № 7. C. 106–109. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-osnovnye-ponya... (дата обращения: 01.02.2022).
  3. Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 июля 1997 года № 1435 «О присвоении дополнительной квалификации “Переводчик в сфере профессиональной коммуникации” выпускникам вузов по специальностям высшего профессионального образования». URL: http://docs.cntd.ru/document/9051612 (дата обращения: 12.11.2021).
  4. Профессионально-ориентированный перевод: реальность и перспективы: Сб. науч. трудов 10-й Международной науч.-метод. интернет-конференции, Москва. 22–23 апреля 2015 г. // Под ред. Н.Н. Гавриленко. М.: РУДН, 2015. 328 с.
  5. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М.: Высшая школа, 1990. С. 316–352.
  6. Савинова Л.Ф. Профессиональная переподготовка как перспективное направление повышения профессионализма специалистов // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25938 (дата обращения: 01.02.2022).
  7. Салиева Л.К., Борисенко Т.И., Валентей Т.В., Зимина С.В., Луканина М.В., Сухова Н.В., Сыроватская Г.И. Цели в области устойчивого развития: руководство по межъязыковому общению (Sustainable development goals: a guide to interlingual communication). Кн. 1. М.: КУРС, 2021. 184 с. ISBN: 978-5-907352-70-4.
  8. Салиева Л.К., Борисенко Т.И., Валентей Т.В., Зимина С.В., Луканина М.В., Сухова Н.В., Сыроватская Г.И. Цели в области устойчивого развития: руководство по межъязыковому общению (Sustainable development goals: a guide to interlingual communication). Кн. 2. М.: КУРС, 2021. 208 с. ISBN: 978-5-907352-71-1.
  9. Цели в области устойчивого развития ООН. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goal, (дата обращения: 12.01.2021).
  10. Havea, Peni & Mohanty, Manoranjan. (2020). Professional Development and Sustainable Development Goals. DOI: 10.1007/978-3-319-69902-8_53-1.
  11. UNECE. (2012) Learning for the Future: Competences in Education for Sustainable Development. Geneva, United Nations Economic Commission for Europe, Steering Committee on Education for Sustainable Development. Available online: https://bit.ly/2M1kqoc (accessed on: 27.12.2021).
  12. UNESCO. (2017). Education for Sustainable Development Goals — Learning Objectives; UNESCO: París, France, 2017; ISBN 978-92-3-100209-0. URL: https://www.unesco.de/sites/default/files/2018-08/unesco_education_for_sustainable_development_goals.pdf (accessed on: 27.12.2021).
  13. United Nations. Transforming our world: the 2030 agenda for sustainable development. Resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015. URL: http://www.un.org/en/development/desa/population/migration/generalassembly/docs/globalcompact/a_res_70_1_e.pdf (accessed on: 28.12.2021).