Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Практико-ориентированное обучение на основе педагогического потенциала традиционных национальных культур

Е.В. Матвеева
80,00 Р

УДК 339

https://doi.org/10.20339/AM.05-22.076      

 

Е.В. Матвеева,

канд. социол. наук, доцент

Кафедра социально-культурной деятельности

Восточно-Сибирский государственный

 институт культуры, г. Улан-Удэ

ORCID 0000-0003-0961-1708

e-mail: moniket@yandex.ru

 

В статье проанализирована проблема, с которой сталкиваются сегодня образовательные учреждения, — обеспечение оптимальных условий для практико-ориентированного обучения в вузах, в том числе, в вузах гуманитарного профиля.

Целью данной статьи стало обращение к системе этнических ценностей, определяющей содержание образовательных технологий, имеющих место в образовательном процессе различных направлений подготовки регионального вуза культуры. Результаты. Оптимально выстроенная модель практико-ориентированного образования базируется на принципах сохранения традиционных этнических ценностей народов, проживающих на территории, включенной в образовательный кластер.

В ходе организации практико-ориентированного обучения в вузе, ведущим принципом которого становится тесное взаимодействие с носителями ценностей этнической культуры народов, населяющих Восточную Сибирь, культурное наследие не только сохраняется, но и обогащается за счет разнообразия этнокультурного генофонда, апробируемого в ходе учебно-образовательной и воспитательной деятельности вуза. Кроме этого, культурное наследие получает шансы на дальнейшее сохранение и развитие.

Научная новизна и практическая значимость предпринятого исследования состоят в разработке особого контекста образовательных программ и внесения этнокультурной компоненты в учебные планы большинства направлений подготовки регионального вуза культуры с целью обеспечения практико-ориентированного подхода к учебному процессу и содержательного обеспечения современного этапа подготовки кадров для отрасли культуры для территории Восточной Сибири.

Ключевые слова. Высшее образование, этнохудожественное, этнокультурное, культурное наследие, полиэтничность.

 

Литература

 

1. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социологические исследования. 1992. № 1. С. 50–57.

2. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М.: Наука, 1988. 207 с.

3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. 3-е изд. М., 2009. 436 с.

4. Верховцев Д.В., Петряшин С.С. Теории этноса vs марксизм: история миметического сопротивления // Кунсткамера. 2021. № 1 (11). С. 88–104. DOI:10.31250/2618-8619-2021-1(11)-88–104

5. Карпова Н.П. Национальный инструмент хомус как средство формирования этнокультурной идентичности учащихся якутской школы // Eeuropean Social Science Journal. 2012. № 11-1 (27) С. 288-293

6. Rostovtseva V., Butovskaya M., Mkrtchjan R. 2D: 4D, big fives and aggression in young men of Caucasian, Ural and Asian Origin // Social Evolution and History. 2019. V. 18. No. 1. P. 110–126.

7. Rostovtseva V.V., Mezentseva A.A., Butovskaya M.L., Weissing F.J. Sex differences in cooperativeness-an experiment with Buryats in Southern Siberia // PLoS ONE 15(9):e0239129. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0239129P.

8. Sirina A.A. Evenki microcosm: visual analysis of hunter-gatherers lifestyles in Eastern Siberia // Polar Record. 2019. V. 55. No. 6. P. 545–546.

9. Шнирельман В. Elise Giuliano. Constructing grievance: ethnic nationalism in Russia’s Republics. Ithaca, NY: Cornell University Press, 2011. 256 p. ISBN 978-0-8014-4745-7 // Laboratorium: Russian Review of Social Research. 2014. No. 3. P. 133–136.

10. Ларюэль Марлен. Переосмысление империи в постсоветском пространстве: новая евразийская идеология // Вестник Евразии. 2000. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pereosmyslenie-imperii-v-postsovetskom... (дата обращения: 06.02.2022).

11.       Назукина М.В. Маркеры этничности в региональной идентичности республик России // Регионология. 2018. № 4 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/markery-etnichnosti-v-regionalnoy-iden... (дата обращения: 17.06.2020).

12.       Косогорова Л.В. Практико-ориентированная модель подготовки студентов к профессиональной деятельности на основе педагогического потенциала традиционных национальных культур. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/345/Action345-119302.pdf (дата обращения: 18.06.20).

13.       Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 23.

14.       Олехнович Н.Е. Этнокультурный компонент реформы Российского образования // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25 марта 2017 г.) / редкол.: Т.И. Бакланова [и др.]. Чебоксары. 2017. С. 36–39.

15. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // ПСС. Т. 2. С. 69–169. URL: https://imwerden.de/pdf/ushinsky_sobranie_sochineny_tom02_1948_text.pdf (дата обращения: 06.02.2022).

16. Ключевский В.О. Курс русской истории. Гл. 52. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuchevskij/kurs-russkoj-istorii/ (дата обращения: 08.02.2022).

17. Алексеенко Е.В. Народное искусство и традиционная художественная культура России — системообразующий компонент непрерывной художественно-образовательной системы // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25 марта 2017 г.). 2017. C. 9–18.

18. Байденко В.И. Мониторинговое исследование Болонского процесса: некоторые результаты и взгляд в будущее // Высшее образование в России. 2009. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoringovoe-issledovanie-bolonskogo... (дата обращения: 06.02.2022).

19. Логинова М.П. Англосаксонские традиции в системе образования: образование как коммерческое предприятие // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/anglosaksonskie-traditsii-v-sisteme-ob... (дата обращения: 06.02.2022).

20. Мотова Г.Н. Двойные стандарты гарантии качества образования: Россия в Болонском процессе // Высшее образование в России. 2018. № 11. С. 9–21

21. Воробьева И.В. Парадоксы реализации принципов Болонского процесса в российском образовательном пространстве // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2013. № 2 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/paradoksy-realizatsii-printsipov-bolon... (дата обращения: 06.02.2022).

22. Горбачев М.В. Концепт «Этнокультурное проектирование» в системе проектной методологии интерпретации социально-политической реальности // Этническая культура. 2019. № 1. С. 6–8.