Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Интеграция среднего и высшего профессионального образования в системе подготовки студентов (на примере Пензенского государственного технологического университета)

О.А. Вагаева, Ю.В. Вельдина
80,00 Р

УДК 377+378

https://doi.org/10.20339/AM.05-22.043          

 

О.А. Вагаева,

канд. пед. наук, доцент, доцент

Кафедра «Педагогика и психология»

Пензенский государственный технологический университет

ORCID: 0000-0003-0161-746X

e-mail: yurmashevj@inbox.ru

Ю.В. Вельдина,

канд. пед. наук, доцент

Кафедра «Иностранные языки»

Пензенский государственный технологический университет

ORCID: 0000-0002-3217-9872

e-mail: gusarovauvg@yandex.ru

 

В настоящее время среднее профессиональное образование является значимым уровнем подготовки квалифицированных специалистов. Оно призвано удовлетворить потребности личности, общества и государства в получении образования, которое в довольно сжатые сроки дает возможность выйти на рынок труда. Часто выпускники средних профессиональных учебных заведений продолжают свое обучение в вузах, что обусловлено целым рядом причин.

В статье нами была поставлена задача определить, каким образом среднее профессиональное образование стало важной частью многоуровневой структуры подготовки будущих специалистов, в чем заключается интеграция среднего и высшего профессионального образования в системе их подготовки, чем обусловлен выбор студентами программ подготовки уровня СПО, работают ли они по специальности, полученной в колледже, а также в чем причина получения ими высшего образования в настоящее время после окончания образовательных учреждений СПО.

С целью исследования поставленных вопросов было проведено анкетирова ние  студентов, имеющих среднее профессиональное образование и в настоящее время обучающихся по программам высшего профессионального образования на заочной форме обучения. В опросе приняли участие 253 студента ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет (далее ПензГТУ)», обучающиеся на направлениях подготовки (44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», 09.03.03 «Прикладная информатика», 12.03.04 «Биотехнические системы и технологии», 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», 09.03.02 «Информационные системы и технологии», 27.03.02 «Управление качеством», 19.03.01 «Биотехнология»). Данный вуз около 20 лет является многоуровневым образовательным комплексом, осуществляющим подготовку судентов разных направлений подготовки на всех существующих уровнях профессионального образования. Проведенный опрос позволил оценить текущее состояние и перспективы развития исследуемого явления.

Решению поставленных задач будет способствовать применение комплекса взаимодополняющих теоретических методов: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, опрос в форме анкетирования, описание, статистический метод обработки исследуемых материалов. Все эти методы позволят осуществить анализ уже имеющихся научных знаний по данному вопросу, а также дополнить их новыми заключениями и выводами.

Ключевые слова: образование, профессиональное образование, интеграция, специалисты, студенты.

 

Литература

 

  1. Актуальные вопросы развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации. URL: http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/114783/ (дата обращения: 22.02.22).
  2. Батышев С.Я. Методология прогнозирования профессионального образования // Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы. М., 1999. Т. 1. С. 56–78.
  3. Батышев С.Я. Прогностическая ориентация профессионального образования // Педагогика. 1998. № 6. С. 23–31.
  4. Вельдина Ю.В., Вагаева О.А. Факторы развития профессионального образования в Поволжье в годы Великой Отечественной Войны // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 12. С. 106–112. DOI: 10.20339/AM.12-20.106
  5. Вельдина Ю.В., Вагаева О.А. Периодизация подготовки специалистов в системе среднего и высшего профессионального образования в Поволжье (1917 — начало 1960-х гг.) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 6. С. 110–116. DOI: 10.20339/AM.06-21.110
  6. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга качества подготовки кадров 2019 года. Приволжский федеральный округ. Пензенская область. URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2019/_spo/material.php?type=2&id=10604 (дата обращения: 22.02.22).
  7. История среднего профессионального образования в России / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова, Е.Г. Осовского. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. 672 с.
  8. Куракина Н.С. Вопросы современной подготовки выпускников ссузов // Среднее профессиональное образование. 2002. № 3. С. 42–44.
  9. Новиков А.М. Профессиональное образование в XXІ веке // Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы. М., 1999. Т. 1. С. 11–22.
  10. Новиков А.М. Профессиональное образование — средство развития экономики региона // Образование — средство развития региона / Под ред. В.М. Егорова. М., 1994. 88 с.
  11. Новиков А.М. Профтехшкола: стратегия и развитие. М.: ЦП НПО, 1991. 267 с.
  12. Новиков А.М. Развитие отечественного образования // Полемические размышления. М.: Эгвес, 2005. 176 с.
  13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/70558310/ (дата обращения: 22.02.22).
  14. Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы / науч. ред. И.П. Смирнов. В 2-х т. М.: ИРПО, 1999. 88 с.
  15. Разуваев С.Г. Профессиональная социализация личности в условиях многоуровневого образовательного комплекса. Пенза: ПГТА, 2012. 179 с.
  16. Формирование региональных систем среднего профессионального образования. Казань: ИСПО РАО, 1999.