Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Преподавание финансовой грамотности в образовательных организациях Липецкой области: анализ результатов мониторинга

А.А. Линченко, Ж.В. Корнева, Е.В. Трутенко
80,00 Р

УДК 373+37.09:336

https://doi.org/10.20339/AM.05-22.036        

 

А.А. Линченко,

канд. филос. наук, доцент,

руководитель лаборатории по изучению финансово-экономического поведения населения регионов

Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

e-mail: linchenko1@mail.ru

Ж.В. Корнева,

канд. экон. наук, доцент,

начальник отдела «Региональный центр финансовой грамотности»

ГАУДПО ЛО «Институт развития образования»

e-mail: j_korneva@mail.ru

Е.В. Трутенко,

студентка

Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

e-mail: shiboko@yandex.ru

 

Статья посвящена сравнительному анализу особенностей преподавания финансовой грамотности в дошкольных образовательных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях Липецкой области. Результаты проведенного мониторинга места и роли аспектов преподавания финансовой грамотности в образовательных практиках организаций Липецкой области показывают противоречивую картину. С одной стороны, мониторинг выявил наличие в образовательных программах большинства организаций модулей по направлению финансовой грамотности. С другой стороны, общий объем часов, выделяемых на освоение финансовой грамотности, не является значительным и преимущественно реализуется во внеучебной деятельности. Сделан вывод о том, что наибольшие проблемы присутствуют на уровне общего образования, где заметным является факт отсутствия отдельных курсов по финансовой грамотности в образовательных практиках. Образовательные и просветительские мероприятия по повышению финансовой грамотности активно реализуются в сегментах учебной и внеучебной деятельности, оставаясь в большинстве организаций за рамками элективных курсов. Результаты мониторинга позволяют говорить о готовности системы образования в Липецкой области выступать одним из институтов повышения уровня финансовой грамотности при условии увеличения места курса финансовой грамотности в учебной деятельности, а также формировании условий для преемственности тем и практик преподавания курса на всех уровнях образования.

Ключевые слова: финансовая грамотность, образовательные практики, преподавание основ финансовой грамотности, финансовое образование.

 

Литература

1. Асланов Д.И., Матвеева Е.И. Особенности формирования основ финансовой грамотности в начальной школе // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2020. № 1. С. 15–18.

2. Городецкая Н.И., Рутковская Е.Л. Формирование финансовой грамотности учащихся основной школы в современных условиях // Преподавание истории и обществознания в школе. 2019. № 3. С. 71–80.

3. Гуров В.Н., Хамзина Е.В. Финансовая грамотность руководителя общей школы: знания и дисциплина // Инновации в образовании. 2019. № 10. С. 5–12.

4. Кочурова Е.А., Романова М.Ю. Пути повышения финансовой грамотности учащихся начальной и основной школы // Начальное образование. 2019. Т. 7. № 5. С. 28–32.

5. Кузменкова Н.А. Формирование финансовой грамотности на уроках математики в основной школе // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2019. № 3 (60). С. 36–44.

6. Курмашева А.Р. Интеграция тем финансовой грамотности в курс «обществознания» в основной и средней школе // Калининградский вестник образования. 2020. № 1 (5). С. 55–60.

7. НАФИ. Аналитический центр. Уровень финансовой грамотности населения Липецкой области. Отчет по результатам социологического исследования. 2020 год. Москва: НАФИ, 2020. 52 с.

8. Финансовая грамотность. URL: https://www.banki.ru/wikibank/finansovaya_gramotnost/

9. Шингаев С.М., Медведь И.В. Командные и диалоговые методы обучения как средство формирования финансовой грамотности обучающихся основной школы // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. № 3. С. 282–288.

11. Gilenko E., Chernova A. Saving Behavior and financial literacy of Russian high school students: an application of a copula-based bivariate probit-regression approach // Children & Youth Services Review. 2021. Aug., Vol. 127. Р. 106–122.

12. Gramațki I. A comparison of financial literacy between native and immigrant school students // Education Economics. 2017. Vol. 25. No. 3. Р. 304–322.

13. Wright T. Comparing the Financial Literacy of Public School, Christian School, and Homeschooled Students // Journal of Research of Christian Education. 2016. Vol. 25. No. 1. Р. 56–75.

 

 

Статья подготовлена в рамках государственной программы Липецкой области «Развитие образования Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 29 ноября 2013 г. № 534 (Подпрограмма 6 «Повышение финансового образования в Липецкой области»), а также при финансовой поддержке внутреннего гранта Финансового университета при Правительстве РФ в рамках конкурса проектов по созданию научно-учебных лабораторий в структуре Факультетов/филиалов (Приказ № 1216/0 от 28 мая 2021 г.).