УДК 177
https://doi.org/10.20339/AM.05-22.017
Ю.В. Колин,
докторант, канд. филос. наук
Кафедра теория культуры
Института философии и социально-политических наук
Южный федеральный университет
ORCID: 0000-0003-2700-7096
e-mail kolin5794@rambler.ru
Статья предлагает исследование опасности, создаваемой для общества научно-техническими изменениями. Технологизация мировоззрения и неадекватная трактовка научной парадигмы мышления приводят к тому, что нравственные ценности в современном обществе начинают строиться на отношении к человеку как к объекту, из чего следует примитивизация и дезинтеграция личности. В статье рассматриваются понятия нравственного и цивилизационного человека, проводится их разграничение, критикуются теоретические основы концепций постгуманизма, трансгуманизма, радикального конструктивизма с позиции представления о моральных ценностях как проявлениях индивидуального и массового сознания. Нравственная сфера рассматривается в статье как проявление субстанциальности человеческого сознания – образа мира, основанного на отношении к природе и окружающей реальности в целом. В статье рассматривается процесс формирования нравственной сферы общества как основы общей для людей картины мира; исследуется проявление субстанциальности человеческого сознания, пути и схемы его формирования, основанные на частных интересах личности.
Ключевые слова: нравственные ценности, концепции нравственных ценностей, научно-технический прогресс, образ мира, культурный диалог.
Литература
1. Заховаева А.Г. Ценность и смысл понятия «духовность» на изломе нравственных парадигм // Ценности и смыслы. 2017. № 5. С. 111–117.
2. Исхаков А.Ф., Китова Е.Т. Влияние научно-технического прогресса на общество // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2020. С. 137–141.
3. Урланис Б.Ц. История военных потерь. СПб.. Полигоп, 1994. 329 с.
4. Кокова А.В. Иерархическая схема стилистической нормы // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 1. С. 67–72.
5. Piketty T. Capital et idéologie. Paris: Éditions du Seuil, 2019, 1088 p.
6. Grossmann I. Wisdom in context // Perspectives on Psychological Science. 2017. V. 12. P. 233–257.
7. Bailey R. Liberation Biology: The Scientific and Moral Case for the Biotech Revolution. N. Y.: Prometheus Books, 2005. 332 p.
8. Haldane J. Responding to discord: Why public reason is not enough // Virtues in the Public Square. Oxford, UK: Routledge. 2018. P. 1–12.
9. Режабек Е.А. Радикальный конструктивизм: критический взгляд // Вопросы философии. 2006. № 8. С. 67–77.
11. Umbrello S., Lombard J. Silence of the idols: Appropriating the myth of Sisyphus for posthumanist discourses // Postmodern Openings. 2018. V. 9 (4). P. 98–121.
12. Гельфонд М.Л., Мищук О.Н., Мирошина Е.Ю. Новый гуманизм или общество потребления: альтернативы современной цивилизации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 4. С. 120–129.
13. Епихина Ю.Б. Социальная справедливость в русской общественной мысли: монография. М.: Институт социологии РАН, 2016. 219 с.
14. Gatto M. Nonostante Gramsci: Marxismo e critica letteraria nell’Italia del Novecento. Macerata: Quodlibet Studio Publ., 2016. 192 p.
15. Miller C.B. Modern moral relativism // Encyclopedia of evolutionary psychological science. Springer, 2016. P. 1–5.
16. Болховской А.Л. Философский взгляд на бытие человека в новых технологических укладах // Вестник Экспертного Совета. 2017. № 1 (8). С. 115–118.
17. Кутырев В.А. Постчеловеческая революция как результат технологизации человеческого мира // Наука. Мысль: Электронный Периодический Журнал. 2017. № 1-3. С. 45–49
18. Dahl R. What political institutions does large-scale democracy require // Political Science Quarterly. 2005. V. 120 (2). P. 187–197.
19. Менчиков Г.П. Культура и духовное здоровье народа // Культура. Образование. Время. Научно-практический журнал. 2012. № 2. С. 21.
20. Кант И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995. 528 с.