Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Практическая подготовка: формирование профессиональных компетенций выпускников-педиатров

О.В. Стенникова, И.В. Вахлова, Г.В. Федотова
80,00 Р

УДК 378:61-053.2

https://doi.org/10.20339/AM.04-22.077              

 

О.В. Стенникова,

канд. мед. наук, доц.

кафедра госпитальной педиатрии,

зам. декана педиатрического факультета

Уральский государственный медицинский университет

Минздрава России, г. Екатеринбург

e-mail: gitaola@mail.ru

ORCID ID 0000-0002-5034-4931

И.В. Вахлова,

Д-р. Мед. наук, проф.,

 зав. кафедрой госпитальной педиатрии,

декан педиатрического факультета

Уральский государственный медицинский университет

Минздрава России, г. Екатеринбург

e-mail: vachlova-61@mail.ru

ORCID ID 0000-0002-5274-4699

Г.В. Федотова,

ассистент кафедры госпитальной педиатрии

Уральский государственный медицинский университет

Минздрава России, г. Екатеринбург

e-mail: tichcovagala@yandex.ru

ORCID ID 0000-0001-7886-5491

 

Современная стратегия развития медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации предполагает практико-ориентированный подход. В реализации данного подхода при обучении в медицинском вузе важно не только формирование у студентов компетенций будущих врачей, но и формирование заинтересованности работодателей медицинских организаций в подготовке будущих специалистов. Целью проведенного исследования явился анализ мнения студентов-выпускников педиатрического факультета и работодателей лечебно-профилактических учреждений о значении практической подготовки в воспитании высококвалифицированных специалистов и решении вопросов кадрового обеспечения. Исследование было проведено методом анкетирования. Полученные данные подчеркивают значимость практической подготовки, как по мнению будущих врачей, так и работодателей. Практическая подготовка дает возможность студенту реализовать теоретические знания на практике, формирует клиническое мышление врача-педиатра, способствует более «плавному» переходу от студента к практикующему специалисту с умением применять теоретические знания в своей практической деятельности. Анализ мнения работодателей выявил сложности у студентов в решении конфликтных ситуации и выполнении алгоритмов оказания неотложной помощи. Отмечена значимость целевой основы обучения, создающая взаимовыгодные условия для молодого специалиста и медицинской организации. Поэтапное знакомство, реализующееся во время целевой основы обучения, вносит свой вклад в решение проблемы кадрового дефицита в здравоохранении региона.

Ключевые слова: высшее медицинское образование, практическая подготовка, профессиональные и коммуникативные компетенции, студенты-выпускники, работодатели.

 

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

 

Литература

1. Давыдова Н.С., Богословская Л.В., Шестакова А.А. Формирование готовности студентов к профессиональной деятельности врача на производственной практике. //Уральский медицинский журнал. 2015, декабрь. № 9 (132). С. 101–105.

2. Турчина Ж.Е., Турчина Т.К., Нор О.В., Шарова О.Я. Формирование коммуникативной компетентности будущих врачей и обучающихся института последипломного образования медицинского университета // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25449.

3. Выхристенко Л.Р., Судибор Н.Ф. Практико-ориентированное обучение студентов на кафедре врача общей практики // Вестник ВГМУ. 2020. Т. 19. № 1. С. 94–103. DOI: 10.22263/2312-4156.2020.1.94

4. Кузнецова И.Ю. Особенности практической подготовки студентов на базовой кафедре вуза // Непрерывное образование: XXI век. 2018. Вып. 4 (24). С. 1–10; URL: http:// LLL21.petrsu.ru

5. Головко О.В., Шмакова О.В., Салтанова Е.В. Готовность студентов медицинского вуза работать в медицинских учреждениях в условиях пандемии коронавирусной инфекции // Вестник общественных и гуманитарных наук. 2020. 1 (2). 54–58.

6. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. Профессионально-личностные характеристики студентов выпускного курса медицинского вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 8 (110) Педагогические науки. DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017

7. Каграманян И.Н., Купеева И.А., Тарасенко А.И., Ефимова А.О. Главные вызовы пандемии COVID-19 с точки зрения медицинского образования в Российской Федерации // Национальное здравоохранение. 2020. 1 (1). 9–15.

8. Амлаев К.Р., Кошель В.И., Ходжаян А.Б., Агранович Н.В. [и др.]. Медицинский вуз в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы и выученные уроки // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11. № 3. С. 176–185. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-13015

9. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. 2 (38). 8–24. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-12001.

10. Бодина О.В., Писковацкова А.Э., Макарова М.В., Тишков Д.С. Наставничество как решение задачи повышения профессиональной компетентности врача-стоматолога // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27926.

11. Гринько Е.Н., Омельченко А.С. Наставничество в формировании личности студента медицинского вуза // Тихоокеанский медицинский журнал. 2019. № 1. С. 84–88. DOI: 10.17238/PmJ1609-1175.2019.1.84–88.

12. Смирнова С.В. Актуальные вопросы адаптации и психологического сопровождения обучения студентов высших медицинских учебных заведений // Научное обозрение. Медицинские науки. 2016. № 3. С. 128–133. URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=898.

13. Агранович Н.В., Рубанова Н.А., Кнышова С.А., Анопченко А.С. Трудности в обучении и практической подготовке молодого врача в условиях реформирования российского здравоохранения. Пути решения и практический опыт // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10. № 2. С. 77–88. DOI: 10.24411/2220-8453-2019-12004.

14. Дощаникова О.А., Филиппов Ю.Н., Богомолова Е.С., Хлапов А.Л. К вопросу о совершенствовании механизмов целевой подготовки студентов медицинского вуза // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 46–53.

15. Заляев А.Р., Шаммазова Е.Ю. Целевое обучение в оценках студентов-медиков: опыт эмпирического исследования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. № 1 (61). С. 97–102. DOI 10.52452/18115942_2021_1_97.