Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Этические традиции отечественного медицинского образования в тайм-менеджменте системы здравоохранения

И.Э. Дитковская
80,00 Р

УДК [378:61+614.2]:17

https://doi.org/10.20339/AM.04-22.067            

 

И.Э. Дитковская 

канд. филос. наук, доцент,

Сибирский федеральный университет, Красноярск

e-mail: i.gailis@mail.ru

 

Статья посвящена изучению этических традиций отечественной медицины и медицинского образования в развитии теории и практики управления ресурсами времени в системе здравоохранения — со времени становления отечественной клинической медицины, в условиях земской медицины, советского и постсоветского периодов. Активно развивающиеся процессы цифровизации отечественной системы здравоохранения, с одной стороны, открывают широкие возможности в диагностике, лечении и профилактике заболеваний, с другой — порождают ряд беспрецедентных проблем, в частности в сфере этики. Их решение требует подготовленных специалистов, обладающих междисциплинарными гуманитарными знаниями, и связано с необходимостью гуманитаризации современного отечественного высшего медицинского образования, одной из важнейших проблем которого является сокращение гуманитарной подготовки и, как следствие, потеря воспитательной функции. Широкие масштабы развития технических возможностей, разнообразие фармацевтических средств, эксперименты в организации здравоохранения создали ситуацию, когда за массивом разнообразных новаций в стремлении к рациональному использованию времени в тайм-менеджменте системы здравоохранения на задний план отодвинулся человек с его уникальными субъективными особенностями.

Ключевые слова: научная организация труда, самоменеджмент, тайм-менеджмент, медицинская этика, деонтология, биоэтика, цифровизация медицины, медицинское образование, гуманитаризация образования.

 

Литература

  1. Гастев А.К. Как надо работать. М.: Экономика, 1972. 487 с.
  2. Керженцев П.М. Принципы организации. М.: Экономика, 1986. 464 с.
  3. Эрнандес-Хименес Е.Н., Логинова В.А. Исторические очерки о медицинском образовании в Московском университете. М.: Издательство Московского университета, 2011. 224 с.
  4. Мудров М.Я. Избранные произведения. М.: Изд-во АМН СССР, 1949. С. 240.
  5. Севастопольские письма Н.И. Пирогова. 1854–1855. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1907. С. 184.
  6. Автобиография / Лука (Войно-Ясенецкий), свят. Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу: сборник / Сост. Л.А. Чуткова. М.: Сибирская Благозвонница. 2016. С. 9–106.
  7. Дитковская И.Э. Этические принципы В.Ф. Войно-Ясенецкого в аспекте философии личностного образования // Биоэтика. 2017. № 2 (20). С. 43–46.
  8. Семашко Н.А. Избранные произведения. М.: Медгиз, 1954.
  9. Аверин Н.М. Советская этика: идеологический фантом или историческое наследие? // Вестник ТГУ. 2000. № 3 (19). С. 21–28.
  10. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2018. 285 с.
  11. Этика и «цифра» — коротко о главном. Робот-врач, робот-учитель, робот-полицейский: социальные риски и отраслевые этические вызовы: аналитическая записка к тому 2 доклада «Этика и «цифра»: этические проблемы цифровых технологий». М.: РАНХиГС, 2020. 45 с.