УДК 37-042.4:004:17
https://doi.org/10.20339/AM.04-22.044
Н.И. Лобанова,
канд. филос. наук, доц.
e-mail: nanakrasnoyarsk@yandex.ru
Л.В. Логунова,
канд. филос. наук, доц.
e-mail: log1444@yandex.ru
Кафедра философии и социологии
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева
Статья посвящена исследованию этических проблем, возникающих в сфере массового высшего образования (уровень: бакалавриат) вследствие перевода обучения в дистанционный формат. Данная задача реализуется на основании изучения результатов опроса студентов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, а также анализа образовательных практик, используемых преподавателями в процессе дистанционного обучения, и анализа моделей поведения студентов в новой для них ситуации тотального электронного обучения. В исследовании рассматриваются две группы проблем: 1) этические проблемы, возникающие у профессорско-преподавательского состава, связанные с их работой в электронной университетской среде;2) этические проблемы, характерные для студенческой аудитории в условиях дистанционного обучения. В результате проведенного анализа выявляется ряд вопросов, требующих решения, а именно: 1) необходимость формирования новой ценностно-нормативной среды с учетом изменений, вызванных трансформациями системы образования в процессе цифровизации; усиление внимания не только к этическому, но и к этикетному аспекту поведения личности в виртуальном пространстве; 2) необходимость исследования тех преобразований, которым подвергается педагогическая коммуникация при переходе из офлайн-формата в онлайн-формат, и сопутствующих этических проблем.
Ключевые слова: онлайн-обучение, этические проблемы, офлайн-формат, цифровизация образования, образовательные практики, педагогическая коммуникация.
Литература
1. Алексейчева Е. Этика distant-образования // Актуальные проблемы образования. 2020. С. 78–84.
2. Богданова М.В., Бакштановский В.И. Цифровизация образования и университетская этика — две вещи совместны ли? // Ведомости прикладной этики. 2021. № 57. С. 120–146.
3. Бурдье П. О государстве. М.: Издательский дом «Дело», 2016. 720 с.
4. Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Этика профессора в изменяющихся университетах // Ведомости прикладной этики. 2020. № 56. С. 109–117.
5. Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Этические проблемы университетов в условиях вынужденного удаленного обучения: взгляд преподавателей // Ведомости прикладной этики. 2021. № 57. С. 147–158.
6. Самигулов Т.Р., Бенин В.Л. Профессиональная этика педагога в условиях пандемии, дисциплина «эффективное, рациональное, полезное, здоровое взаимодействие с интернетом» // Исследование путей совершенствования научно-технического потенциала общества в стратегическом периоде. Уфа. 2020. С. 215–218.
7. Хомутова Н.Н., Засорина Т.Д. От теории к практике и этической детерминации дистанционной формы обучения // Современная наука: перспективы, достижения и инновации. 2020. С. 130–134.
8. Ali W. Online and remote learning in higher education institutes: A necessity in light of COVID-19 pandemic // Higher Education Studies. 2020. Vol. 10. Iss. 3. P. 16–25. DOI: 10.5539/hes.v10n3p16
10. Anitha C., Harsha T.S. Ethical perspectives in open and distance eduation system // Turkish Online Journal of Distance Education. 2013. Vol. 14. Iss. 1. P. 193–201.
11. Anderson B., Simpson M. Ethical issues in online education. Open Learning // The Journal of Open and Distance Learning. 2007. Vol. 22. Iss. 2. P. 129–138. DOI: 10.1080/02680510701306673
12. Aldosemani Tahani I. Towards Ethically Responsive Online Education: Variables and Strategies from Educators’ Perspective // Journal of Education and Learning. 2020. Vol. 9. Iss. 1. P. 79–86.
13. Bozkurt A., Sharma R.C. Emergency remote teaching in a time of global crisis due to CoronaVirus pandemic // Asian Journal of Distance Education. 2020. Vol. 15. Iss. 1. P. i-vi. DOI: 10.5281/zenodo.3778083
14. Brey P. Social and ethical dimensions of computer-mediated education // Journal of Information, Communication and Ethics in Society. 2006. Vol. 4. Iss. 2. P. 91–101. DOI: 10.1108/14779960680000284
15. Bušíková A., Melicheríková Z. Ethics in e-learning. M.B. Nunes & M. McPheson (Eds.) // Proceedings of the IADIS international conference on e-learning (Prague, July 22–26). 2013. P. 435–438.
16. Farahani Mohsen Farmahini. Ethics principles in distance education. Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 46. P. 890–894.
17. Isidori Emanuele, Cacchiarelli Matteo. The ethics of education and its function within virtual learning environments. 2017. P. 8267–8274. DOI: 10.21125/inted.2017.1951
18. Sun J.C.Y., Yu S.J., Chao C.H. Effects of Intelligent Feedback on Online Learners’ Engagement and Cognitive Load: The Case of Research Ethics Education // Educational Psychology. 2019. Vol. 39. Iss. 10. P. 1293–1310.
19. Zembylas M., Vrasidas C. Levinas and the ‘inter-face’: The ethical challenge of online education // Educational Theory. 2005. Vol. 55. Iss. 1. P. 61–78.