Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Цифровой этикет в представлениях студентов (на материалах Ярославской области)

С.Л. Таланов
80,00 Р

УДК 316.6

https://doi.org/10.20339/AM.04-22.030   

 

С.Л. Таланов,

канд. социол. наук, доц.

доц. кафедры политологии и социологии

Ярославский государственный педагогический университет,

e-mail: talanov_sergei@mail.ru

 

 

В статье проанализированы представления студентов о цифровом этикете. Автором проведено социологическое исследование среди студентов ведущих вузов г. Ярославля. Сопоставительно-типологический анализ цифрового этикета среди студентов из разных семей (материальные, образовательные различия родителей) позволил выявить особенности цифрового этикета в изучаемых группах. Установлено, что студенты из семей, которые относятся к сильноресурсным группам, лучше знают правила бесконфликтного общения, чем юноши и девушки из семей, которые относятся к средне- и слаборесурсным группам. Кроме того, установлено, что, по мнению респондентов, сильнейшими конфликтогенами в цифровом пространстве являются обман и нарушение личного пространства. При этом для девушек, независимо от материального благополучия их семьи, соблюдение этикета более важно, чем для юношей. Респонденты из сильноресурсных групп, независимо от гендерных особенностей, лучше осведомлены о том, как пользоваться сотовым телефоном и гаджетами, находясь в вузе, дома, в театре, поезде, в торговом центре и т. д. Выявлено, что студенты из семей, которые относятся к средне- и слаборесурсным группам, чаще сталкивались с травлей в виртуальном мире во время обучения в вузе. При этом девушки с кибербуллингом сталкивались чаще, чем юноши. Чем выше уровень образования и уровень материального благосостояния родителей студентов, тем более продуманная стратегия и тактика против кибербуллинга у их детей. Студенты из семей, которые относятся к слаборесурсным семьям, в онлайн-пространстве склоны к кибербуллингу. Установлено, что у девушек фейковых аккаунтов больше, чем у юношей. В то же время выявлено, что у 1/4 опрошенных юношей из средне- и слаборесурсных групп фейковый аккаунт создан на женское имя. Таким образом данная группа юношей изучает ценности, интересы, потребности женщин. Этот аккаунт позволяет добавляться в женские группы и анализировать ценности, и потребности девушек. Выявлено, что девушек из средне- и слаборесурсных групп в большей степени, чем юношей, при общении в социальных сетях раздражают орфографические ошибки, а также нарушение личных границ.

Предлагаются мероприятия, направленные на совершенствование знаний, навыков и умений по цифровому этикету обучающихся.

Ключевые слова и словосочетания: цифровой этикет, цифровая культура, сетевой этикет, новая этика, цифровая этикетная модель поведения, виртуальная коммуникация.

 

Литература

1. Таланов С.Л. Трансформация ценностей студенческой молодежи в условиях динамики социальных изменений // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 2. С. 32–41. DOI 10.20339/AM.02-20.032

2. Abulibdeh E.S.A. UAE Undergraduate Student Digital Etiquette and Belief-Oriented Technology USE: An Exploratory Survey // International Journal of Web-Based Learning and Teaching Technologies (IJWLTT), IGI Global. 2019. Vol. 14(1). P. 84–92.

3. Bouamor S., Djaber N., Adil M. Digital Etiquette on the Social Network Facebook — Psychosocial Study of the Contents of Facebook Pages // Aydın İnsan ve Toplum Dergisi Yıl 6 Sayı 2. Aralık, 2020. P. 215–237.

4. Al-aifa J. Personal Communication in the Age of Social Media Networks is a Social Necessity in a Changing World // Journal of Human and Society Sciences. 2014. Vol. 10. P. 294–296.

5. Al-ahmad A.A., Omar M.A., Hudeeb A.A. Digital Ethics and Modernity in Human Communication // Jordanian Journal of Social Sciences. 2017. Vol. 10 (2). P. 6–10.

6. Zaremohzzabieh Z. Addictive Facebook Use among University Students // Asian social Science. 2014. Vol. 10 (6). P. 109–110.

7. Окушова Г.А. Цифровой этикет и регламенты в коммуникативном порядке социально-сетевого пространства // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 1 (81). С. 24–27.

8. Гутрова Ю.В., Пудеева Е.А. По вопросам межличностной коммуникации в сфере образования (в условиях развития цифровой образовательной среды) // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 77-2. С. 23–29.

9. Мамина Р.И., Елькина Е.Е. Сетевое общество и его реалии: цифровой этикет // Дискурс. 2019. Т. 5. № 2. С. 24–34.

10. Гимарат Е. Язык в интернет-коммуникации: сетевой сленг и культура речи // Global Science and Innovations: Central Asia (см. в книгах). 2021. Т. 5. № 9 (12). С. 25–28.

11. Глухов А.П. Цифровое поколение: культура управления межличностными коммуникациями в социальных сетях // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2018. № 25. С. 74–77.

12. Богданова И.Н., Тулупова А.С. Цифровые центробежные тенденции в сетевых самопрезентациях современной молодежи // Гуманитарий Юга России. 2021. Т. 10. № 1. С. 52–64.

13. Куприянова А.И., Сазанова Т.В., Глазунова С.Н., Синюкова М.А. Стратегические клише в интренет-самопрезентациях в условиях дистанционных форм коммуникации // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 5. С. 223–227.

14. Плохотник Т. Интернет-этикет, или правила сетевого общения // Библиотечное дело. 2021. № 2 (380). С. 31–32.

15. Шаховалова Е.Г., Шаховалов Н.Н. Проблемы соблюдения речевого этикета в интернет-коммуникациях // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. Т. 39. № 3. С. 455–465.