УДК 316.4+378
https://doi.org/10.20339/AM.04-22.024
Н.В. Цихончик,
ст. преподаватель
кафедры философии и социологии,
аспирант
Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск
e-mail: n.cihonchik@narfu.ru
Трансформация института высшего образования создает основу для возникновения и развития социальных рисков, затрагивающих всех участников этого процесса, прежде всего студентов. Исследовательской целью являлось описание выраженности и особенностей проявления образовательных, социокультурных, социально-экономических и других рисков в студенческой среде. На основе результатов массового опроса показано, что актуальными социальными рисками для студенческой молодежи являются риски в сфере образования и трудоустройства. Выявлены три группы студенческой молодежи по параметрам аскриптивного статуса, в которых проанализированы особенности социальных рисков. Обозначены меры по минимизации социальных рисков студенческой молодежи средствами организационно-управленческой деятельности вуза. Делается вывод о необходимости поиска эффективных методов управления социальными рисками в молодежной среде, в том числе в учреждениях высшего образования.
Ключевые слова: студенческая молодежь, студенты, риски, социальные риски, образовательные риски, высшее образование, трансформация.
Литература
- Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
- Всероссийский центр изучения общественного мнения: официальный сайт. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/uchitsja-obshchatsja-i-tusovatsja-ili-glavnye-cennosti-rossiiskogo-studenchestva (дата обращения: 31.01.2022). Загл. с экрана.
- Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 42–51.
- Зубок Ю.А., Чупров В.И. Риск в сфере образования молодежи: институциональные и саморегуляционные механизмы управления // Вопросы образования. 2008. № 4. С. 31–55.
- Комбарова Е.В. Особенности социального риска молодежи в условиях современного российского общества // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 1. С. 44–49.
- Сафронова Ж.С., Бразевич Д.С. Объективные и субъективные факторы образовательных рисков студенческой молодежи // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 9. С. 23–27. DOI 10.20339/AM.09-21.023
- Фомченкова Г.А. Институционализация безопасности молодежи в условиях трансформации российского общества: Автореф. дис. … д-ра социол. наук. СПб., 2014.
- Цихончик Н.В. Рискологический анализ молодежной среды в контексте задач социальной работы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. № 3 (20). С. 378–381.
- Щеглов П.Е., Никитина Н.Ш. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов // Университетское управление. 2003. № 1(24). С. 46–59.
- Яницкий О.Н. Социология риска: ключевые идеи // Мир России. 2003. № 1. С. 3–35.