Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Влияние уровня образования на протестную активность современной российской молодежи

Е.И. Васильева, А.С. Никитина
80,00 Р

УДК 323.2-053

https://doi.org/10.20339/AM.04-22.019

 

Е.И. Васильева,

канд. социол. наук, доц. кафедры

регионального и муниципального управления,

e-mail: vasileva-ei@ranepa.ru

А.С. Никитина,

канд. социол. наук, доц.,

доцент кафедры управления персоналом,

e-mail: nikitina-as@ranepa.ru

Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации

 

В настоящее время участие в протестах становится все более востребованной и актуальной формой общественной активности. При этом данная тенденция в большей степени характерна именно для молодых граждан, составляющих значительную часть участников протестных акций. Цель исследования — определить влияние уровня образования на протестную активность современной российской молодежи. В статье представлены результаты опроса российской молодежи, проведенного в июле 2021 года (n = 2302 человек). На основе полученных эмпирических данных выявлено, что уровень образования и возраст участников протестных акций оказывают прямое влияние на характер и формат протестных мероприятий. Уровень образования является одним из факторов, определяющим формат и содержание протестных офлайн и онлайн-практик: чем выше уровень образования, тем протестные практики имеют более осознанный и идеологический характер. В заключении статьи авторы формулируют основные выводы и предлагают направления гармонизации протестного потенциала современной российской молодежи.

Ключевые слова: молодежь, образование, протест, акции протеста, протестная активность, факторы протеста.

 

Литература

  1. Dalton R.J. The participation gap: Social status and political inequality. Oxford: Oxford University Press, 2017.
  2. Антошин В.А., Антошин А.В., Колесникова К.И. Протестный потенциал и протестная активность современной российской молодежи: ценностные доминанты, динамика и тенденции // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 12. С. 93–101. DOI 10.20339/AM.12-21.093.
  3. Sloam J. Voice and Equality: Young People’s Politics in the European Union. West European Politics. 2013. Vol. 36. P. 836–858.
  4. Кленова М.А. Протестная активность как форма проявления социальной активности молодежи // Русская политология. 2020. № 1 (14). С. 87–92.
  5. Зерчанинова Т.Е., Никитина А.С. Тренды гражданской активности российской молодежи в муниципальных образованиях // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 4. С. 90–94. DOI 10.20339/AM.04-21.090.
  6. Van Zomeren M., Postmes T., Spears R. Toward an Integrative Social Identity Model of Collective Action: A Quantitative Research Synthesis of Three Socio-Psychological Perspectives. Psychological Bulletin. 2008. Vol. 134. P. 504–535. DOI: 10.1016/j. jesp.2010.05.006.
  7. Макаренко К.М. «Новые протесты» в России: проблемы теории и практики // Теории и проблемы политических исследований. 2020. Т. 9. № 5-1. С. 48–55. DOI 10.34670/AR.2020.38.90.006.

 

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31682.