УДК 378:37/09:81
https://doi.org/10.20339/AM.02-22.063
Л.М. Нуриева,
канд. пед. наук, доцент
Омский государственный педагогический университет
e-mail: liutsiya59@mail.ru
С.Г. Киселев,
социолог
Омский государственный педагогический университет
e-mail: ksg_sd@mail.ru
На рынке труда Омской области продолжительное время сохраняются острые диспропорции между структурой подготовки кадров высшей квалификации и запросами со стороны работодателей на специалистов с высшим образованием. Одной из причин этих диспропорций является миграция выпускников омских вузов, которая стала объектом изучения в данной работе. Масштабы миграции выпускников из Омской области приобрели такой размах, что по сравнению практически со всеми территориями России регион имеет отрицательный баланс в сфере приезда-отъезда молодых специалистов. Эмпирическим материалом исследования послужил мониторинг трудоустройства выпускников учреждений высшего профессионального образования, который вело Министерство образования и науки РФ в 2013–2015 гг. на своем специализированном портале. Рассмотрены результаты трудоустройства выпускников омских вузов по специальностям, направлениям и масштабам миграции из региона в рамках гравитационной концепции миграции. Показано, что направления миграции выпускников связаны с уровнем социально-экономического развития принимающих регионов. Основными характеристиками при выборе выпускниками-мигрантами мест трудоустройства являются показатели социального и финансового благополучия тех или иных территорий. Выявлены также значительные различия в оплате труда выпускников в зависимости от региона трудоустройства. В то же время установлено, что отток выпускников из Омской области связан не только с разницей в заработных платах в регионах, но и с отсутствием на местном рынке труда достаточного количества удовлетворительных рабочих мест.
Ключевые слова: трудоустройство выпускников, гравитационная модель, миграция, молодежь, рынок труда, Омская область.
Литература
1. Адедиран А.М. Ключевые вехи становления современной теории миграции в работах западных ученых ХХ в. // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevyevehistanovleniyasovremennoyt... (дата обращения: 17.11.2021).
2. Антосик Л.В., Ивашина Н.В. Факторы и направления межрегиональной миграции выпускников вузов в России // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 107–125. URL: https://vo.hse.ru/data/2021/06/28/1428842958/Антосик, Ивашина.pdf. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-2-107-125
3. Варшавская Е.Я., Чудиновских О.С. Миграционные планы выпускников региональных вузов России // Вестник Московского университета. Сер. Экономика. 2014. № 3. С. 36–58. URL: https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=14958&p=attachment
4. Василенко П.В. Гравитационные силы и миграционная подвижность населения региона // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 7. С. 155–159 URL: https://journals.kantiana.ru/upload/iblock/b05/Vasilenko%20P._153157.pdf (дата обращения: 17.11.2021).
5. Василенко П.В. Зарубежные теории миграции населения // Псковский регионологический журнал. 2013. № 16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyeteoriimigratsiinaseleniya (дата обращения: 17.11.2021).
6. Гусейнова А.И., Козлова Е.И. Классические и современные теории миграции населения // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassicheskieisovremennyeteoriimigrats... (дата обращения: 17.11.2021).
7. Ивахнюк И.В. Развитие миграционной теории в условиях глобализации // Век глобализации. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitiemigratsionnoyteoriivusloviyahg... (дата обращения: 17.11.2021).
8. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М.: Диалог МГУ, 1999. 370 c. URL: http://www.doc.knigix.ru/22istoriya/794991vaioncevmezhdunarodnayamigraci... (дата обращения: 07.09.2021).
9. Ключарев Г.А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 49–56.
10. Козлов Д.В., Платонова Д.П., Лешуков О.В. Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов // Современная аналитика образования. 2017. № 4 (12). URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/408112802.pdf
11. Козлова Е.В. Современные теории международной трудовой миграции как методология разработки отечественной миграционной политики // Вестн. Том. гос. унта. Экономика. 2015. № 2 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyeteoriimezhdunarodnoytrudovo... (дата обращения: 17.11.2021).
12. Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения. М.: Наука, 1975. 231 c. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/perevedencev/perevedencev.pdf (дата обращения: 17.11.2021).
13. Тютерева А.Р. Теоретические концепции международной трудовой миграции // Инновационная наука. 2016. № 22 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiekontseptsiimezhdunarodno... (дата обращения: 17.11.2021).
14. Фадеева И.М., Софронов Д.А. Траектории межрегиональных миграций выпускников вузов Приволжского федерального округа // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2018. № 1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traektorii-mezhregionalnyh-migratsiy-v... (дата обращения: 10.11.2021).
15. Хот З.З. Методологические подходы к изучению миграционных процессов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2016. № 4 (189). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskiepodhodykizucheniyumig... (дата обращения: 17.11.2021).
16. Bloomfield A., Rose B., Preston A., Henneberger A. Brain Drain in Maryland: Exploring Student Movement from High School to Postsecondary Education and the Workforce // The AIR Professional File, Fall 2020. Article 151. URL: http://eric.ed.gov/?id=ED610422
17. Hora M. Hiring as cultural gatekeeping into occupational communities: Implications for college students, faculty, and career advisors. 2018 (WCER Working Paper No. 2018-1). URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED587790.pdf