Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Феномен университетской лекции в повести А.П. Чехова «Скучная история» и критическая рефлексия преподавания высшей математики

В.А. Еровенко
80,00 Р

УДК 378

https://doi.org/10.20339/AM.01-22.066

 

В.А. Еровенко

д-р физ.-мат. наук, профессор

кафедры общей мат ематики и информатики

Белорусский государственный университет

e-mail: erovenko@bsu.by

 

Актуальность повести Чехова «Скучная история» с подзаголовком «Из записок старого человека» раскрывается в том, почему знаменитый профессор и очень успешный лектор, угасая от естественной старости и болезни, теряя связи с внешним миром, зачем-то опускается в бездну и пустоту равнодушия. Обращаясь к философской рефлексии индивидуальных особенностей преподавателей высшей математики, анализируются проблемы лекторского мастерства. Выявлена роль критической рефлексии в эстетическом феномене хорошей университетской лекции по математике при формировании критического мышления студентов.

Ключевые слова: повесть «Скучная история», феномен университетской лекции, критическая рефлексия преподавания.

 

Литература

 

1. Чубарова В.Н. «Скучная история» А.П. Чехова: опыт интерпретации // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2009. № 4. С. 24–33.

2. Жилина В.А. Критическая рефлексия как ключевая составляющая современного образования // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 59–65.

3. Еровенко В.А. Критически-рефлексивный стиль математического мышления, формирующий культуру личности в процессе профессиональной подготовки // Образовательные технологии. 2020. № 1. С. 29–39.

4. Гнеденко Б.В. О месте лекции в математическом образовании // Математика в высшем образовании. 2004. № 2. С. 107–119.

5. Игнатьев Д.Ю. Университетская лекция как эстетический феномен // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 2. № 21. С. 146–155.

6. Гахов Ф.Д. О методике чтения лекций по математическим дисциплинам // Математика. Сборник научно-методических статей. 1973. Вып. 3. С. 19–27.

7. Еровенко В.А. «Театральность лекции» по Станиславскому в философской рефлексии университетского математического образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 4. С. 42–46. DOI: 10.20339/AM.04-18.042

8. Роботова А.С. Университетская лекция: прошлое, настоящее, будущее // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 127–133.

9. Котликов В.А. Университет без профессора: инновационный прорыв или еще один шаг по пути деградации высшего образования // Образовательные технологии. 2020. № 2. С. 72–76.