Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Организационно-правовая модель религиозного образования в современной России и ее связь с историко-педагогическими традициями

И.Ф. Сюбарева
80,00 Р

УДК 37::2:34

https://doi.org/10.20339/AM.11-21.015

 

И.Ф. Сюбарева,

д-р пед. наук, канд. юрид. наук,

главный научный сотрудник

Федеральный центр образовательного законодательства

e-mail: ISiubareva@rambler.ru

 

Рассматривается современная организационно-правовая модель религиозного образования в России с выходами на историко-педагогические традиции. Такие выходы представлены по трем направлениям: формам организации образования, отношению к образованию, направленности развития образования. Подчеркивается значение духовных образовательных организаций в развитии профессионального образования; особое внимание уделяется государственно-конфессиональному диалогу в развитии образования, а также сочетанию светских и религиозных начал в образовательном пространстве. Характеристика современной организационно-правовой модели религиозного образования в России дана с учетом законодательства о свободе мысли, совести и религии, образовательного законодательства и международно-правовых стандартов прав человека.

Ключевые слова: образование, историко-педагогические традиции, религиозное образование, образовательная организация, международно-правовые стандарты, право на образование, право на свободу мысли, совести и религии.

 

Литература

  1. Богуславский М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии: М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. 434 с.
  2. Буторина Т.С., Кабринская Н.И. Идея нравственного образования граждан в отечественной школьной практике в первой четверти XIX века // Человек и образование. 2013. № 2 (35). С. 122–126.
  3. Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 399 с.
  4. Гончаров М.А., Плохова М.Г. Духовно-учебные заведения и их место в формировании образовательного пространства России XVIII–XIX вв. // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2012. Вып. 3 (26). С. 120–130.
  5. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 400 с.
  6. Зубанова С.Г. Воспитание и образование на основе религиозной традиции России: правовые основания и проблемы реализации // Мир науки. 2016. Т. 4. № 5. URL: http://mir-nauki.com/PDF/24PDMN516.pdf
  7. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с.
  8. Васильева З.И., Седова Н.В., Буторина Т.С. и др. История педагогики и образования / под ред. З.И. Васильевой. 8-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 432 с.
  9. Козырев Ф.Н. Гуманитарное религиозное образование: Книга для учителей и методистов. СПб: РХГА, 2010.
  10. Сюбарева И.Ф. Историко-педагогическое наследие эксклавного региона России // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 11. С. 108–111.
  11. Сюбарева И.Ф. Педагогические традиции: сущность, особенности функционирования и развития // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2012. № 3 (10). С. 185–193.

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44064 «Религиозное образование: организационно-правовая модель в публичном пространстве России».