УДК 378:005
https://doi.org/10.20339/AM.09-21.055
А.В. Купавцев,
канд. пед. наук, доц.
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
e-mail: AVKUP@bk.ru
Анализируется контингент потенциальных кандидатов на отсев из вуза из-за академической неуспеваемости, проблема которого никогда не была объектом специального методического рассмотрения. Разработана технология преодоления низкой успеваемости этой категории учащихся через формирование профессионально-образовательной субъектной позиции студентов. В ее основе коллективная персонификация учебного процесса, самообучение и тематическое кластерное обучение студентов.
Ключевые слова: персонификация современного высшего образования, самообучение, деятельностный подход, тематическое кластерное обучение, субъектная позиция к образованию и получению профессиональных знаний.
Литература
1. Калдыбаев С.К., Бейшеналиев А.Б. Качество образовательного процесса в структуре качества образования // Успехи современного образования. 2015. № 7. С. 90–97. URL: http://natural-sciences.ru/ru/artical/view?id=35495
2. Колотова Е. Изучение отчислений студентов в бакалавриате / специалитете НИУ ВШЭ // Мониторинг университета. 2011. № 6. С. 22–33. URL: http://cim.hse.ru/data/2011/05/27/1212557263/22_2011_6.pdf
3. Смык А.Ф., Прусова В.Н., Зиманов Л.Л., Солнцев А.А. Анализ масштаба и причин отсева студентов в техническом университете // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 6. С 52–62.
4. Григорьев А.Н., Демидова Е.Д. Первый семестр — важнейший этап адаптации студента // Естественнонаучное образование: взаимодействие средней и высшей школы. М.: Изд-во МГУ, 2012. С. 220–227.
5. Губина Н.К., Шарова М.А., Зайцева Т.В., Бова Э.Ю. Жизненные стратегии студенческой молодежи регионального вуза и качество его образовательного и социального капитала / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение // Вопросы теории и практики. 2017. № 2. С. 74–79.
6. Фишман Б.Е. О субъектности студента вуза в образовательной деятельности // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 5. С. 145–154.
7. Лабораторный практикум по физике с элементами научно-исследовательской работы студентов. М.: Изд. МГТУ им. Баумана, 2002. 24 с.
8. Скуйбин Б.Г., Смирнов Е.В. Лабораторная работа «Исследование эффекта Тальбота при дифракции света на амплитудных дифракционных решетках» // Физическое образование в вузах. 2016. Т. 22. № 3. С. 108–119.
9. Купавцев А.В. контролируемая самостоятельная работа: новое явление в образовательной практике высшей школы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. № 12. С. 56–61.
10. Давыдов В.В. Виды обобщений. М., 1972.
11. Иродов И.Е Задачи по общей физике. М.: Бином, 1998.
12.Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологи. 1991. № 2. С. 15–36.
13. Талызина Н.Ф., Печенюк Н.Г., Хихловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов, 1987.
14. Купавцев А.В. Самостоятельная работа под руководством преподавателя как самообучение физике студентов технического университета // Физическое образование в вузах. 2010. Т. 16. № 3. С. 40–53.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. 352 с.
16. Сластенин В.А. Избр. соч. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. 488 с.
17. Купавцев А.В. Кластерное обучение // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 12. С. 45–50. DOI: 10.20339/AM.12-18.045
18. Купавцев А.В. Кластерное обучение физике в техническом университете // Физическое образование в вузах. 2018. Т. 24. № 4. С. 37–56.