Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Динамика взаимосвязи уровня тревожности и адаптационных способностей студентов к обучению в вузе

Т.В. Ледовская, А.В. Афанасов
80,00 ₽

УДК 378:316.4

https://doi.org/10.20339/AM.09-21.028            

 

Т.В. Ледовская,

канд. психол. наук, доц. кафедры

педагогической психологии

e-mail: karmennnn@yandex.ru

А.В. Афанасов,

канд. пед. наук, доц. кафедры

социальной педагогики и организации работы с молодежью

e-mail: a.afanasov@yspu.org

Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского

 

Раскрывается содержание понятий «тревожность» и «адаптация». Выявлена динамика нервно-психической устойчивости, ситуативной тревожности и адаптации у студентов в начальный период обучения в вузе. В адаптационный период происходит изменение реактивной тревожности в сторону ее увеличения. Показано наличие взаимосвязи адаптационных способностей и тревожности у студентов в 1–3 семестрах обучения. Отмечается усиленное взаимодействие этих психических явлений между собой в 1-м семестре. За время периода адаптации увеличивается уровень статистической связи между реактивной тревожностью и коммуникативными способностями. Моральная нормативность является ситуативной характеристикой в период адаптации, и ее связь с личностной и реактивной тревожностью оказывается слабой, но имеет тенденцию к увеличению. Большинство студентов успешно преодолевают начальный период обучения, однако значения личностного адаптационного потенциала у студентов лежат в зоне «сниженной адаптации», т.е. процесс адаптации идет в положительном русле, но протекает тяжело. Для того чтобы студент эффективно прошел адаптационный период, ему необходимо повышать уровень коммуникативных способностей и нервно-психической устойчивости. Благодаря чему будет происходить снижение уровня тревожности до оптимального.

Ключевые слова: тревожность, адаптационные способности, студенты, междисциплинарность, нервно-психическая устойчивость, стресс.

 

Литература

  1. Bottesi, G., Martignon, A., Cerea, S., Ghisi, M. Worry and associated cognitive features in Italian university students: Does gender make a difference? Personality and Individual Differences. 2018. Vol. 126. P. 38–43. URL: https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.01.016
  2. Lopez-Fernandez, O., Rodriguez-Illera, J.L. Investigating university students’ adaptation to a digital learner course portfolio. Computers & Education, Vol. 52. Iss. 3. 2009. P. 608–616. URL: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2008.11.003
  3. Lukács, A. The impact of physical activity on psychological well-being and perceived health status during coronavirus pandemic in university students. Journal of King Saud University — Science. 2021. URL: https://doi.org/10.1016/j.jksus.2021.101531
  4. Tavakoli, N., Broyles, A., Reid, E.K., Sandoval, J.R., Correa-Fernández, V. Psychological inflexibility as it relates to stress, worry, generalized anxiety, and somatization in an ethnically diverse sample of college students. Journal of Contextual Behavioral Science. 2019. Vol. 11. P. 1–5. URL: https://doi.org/10.1016/j.jcbs.2018.11.001
  5. Wijesooriya, N.R., Mishra, V., Brand, P.L.P., Rubin, B.K. COVID-19 and telehealth, education, and research adaptations. Paediatric Respiratory Reviews. 2020. Vol. 35. P. 38–42. URL: https://doi.org/10.1016/j.prrv.2020.06.009
  6. Постовалова Г.И. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. М.: Азимут-Центр, 1993. 229 с.
  7. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. Психологическая наука и профилактика. М.: Наука, 1998. 200 с.
  8. Смирнов А.А., Живаев В.Г. Психология вузовской адаптации. Ярославль: ЯРГУ, 2009. 115 с.
  9. Солынин Н.Э., Лебедева Е.П. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 281–284.
  10. Сорокина Ю.Л. Преодоление кризиса учебной адаптации студентами педагогического вуза: автореф. дис … канд. психол. наук. Ярославль, 2005.
  11. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия. СПб.: Пер Сэ. 2008. С. 85–99.

 

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07156.