Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Философия техники как часть учебного курса философии

Н.В. Попкова
80,00 Р

УДК 1

https://doi.org/10.20339/AM.06-21.020 

 

Н.В. Попкова,

д-р филос. наук, доц., проф. кафедры «Философия, социология»

Брянский государственный технический университет

e-mail: npopkova12@rambler.ru

 

Рассмотрены основные проблемы преподавания философии техники в высшей школе. Показано, что традиционное понимание техники как инструмента не может адекватно объяснить характерные для современной эпохи автономию техники и ее трансформирующее воздействие на социум. В статье рассматриваются различные современные подходы к философскому анализу техники. Например, раскрывается концепция, понимающая технический прогресс как ступень глобальной эволюции. Развиваемая современной наукой концепция глобального эволюционизма позволяет увидеть сходство между процессами изменения природы, характерными для живого вещества и для технической реальности. Согласно другой концепции существующие в данном обществе формы и способы создания и освоения технических объектов обусловлены социально: технический прогресс детерминирован социальными механизмами, а функционирование социальной системы может пониматься как технология и анализироваться с помощью понятий, выработанных для анализа техники. Показано, что получаемые теоретические модели и практические рекомендации зависят от понимания техники: существуют разные взгляды на ее сущность. Делается вывод, что дальнейший философский поиск необходим, так как различные взгляды на технику служат базой для противоположных программ выхода из современного экологического кризиса.

Ключевые слова: высшее образование, философия техники, преподавание философии, современность, социальные практики, глобальный эволюционизм.

Литература

  1. Горохов В.Г. Инновационно ориентированная социальная оценка техники как вид социотехнического проектирования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2007. № 9. С. 18–24.
  2. Горохов В.Г. Специфика философского осмысления техники // Alma mater (Вестник высшей школы). 2006. № 1. С. 46–51.
  3. Губанов Н.Н., Юсипов Е.А., Губанов Н.И. Особенности преподавания философии студентам естественнонаучных и технических специальностей // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 1. С. 27–34. DOI: 10.20339/AM.01-21.027
  4. Жуков В.Н. Зачем нужна философия в вузе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 5. С. 18–21.
  5. Зейналов Г.Г., Рябова Е.Г., Немыкина О.И. Особенности и проблемы преподавания гуманитарного знания в рамках технического образования (на примере преподавания дисциплины «Философия») // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 10. С. 21–24. DOI: 10.20339/AM.10-18.021
  6. Кондрашов П.Н. Философия как теоретическая форма мировоззрения и экзистенциальное отношение человека к миру // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 11. С. 9–12. DOI: 10.20339/AM.11-16.009
  7. Овчинников Г.К. К вопросу о философии всеобщей инженерии и образовательных технологий // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 4. С. 77–82.
  8. Попкова Н.В. Controllability of Technosphere and Paradigm of Global Evolutionism // Philosophy and Cosmology. 2018. Т. 21. С. 21–31. DOI: 10.29202/phil-cosm/21/3
  9. Попкова Н.В. Социальная природа техники // Философия науки и техники. 2018. Т. 23. № 2. С. 49–60. DOI: 10.21146/2413-9084-2018-23-2-49-60
  10. Розин В.М. Понятие и современные концепции техники. М.: ИФ РАН, 2006. 255 с.
  11. Розин В.М. Техника и социальность: Философские различения и концепции. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. 204 с.
  12. Хлебникова О.В. Преподавание философии в призме современности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 7. С. 24–28.
  13. Nazaretyan A. Mega-History and the 21st century singularity puzzle // Philosophy and Cosmology. 2015. Vol. 15. C. 84–98.
  14. Ursul A., Ursul Т. Universal (Global) Evolutionism // Philosophy and Cosmology. 2018. Vol. 20. C. 33–41.