Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Cоциокультурные основания трансформации университета в эпоху онлайн

А.А. Воинова, П.Е. Кириллов, С.В. Рябцев
80,00 Р

УДК 378:316.4

https://doi.org/10.20339/AM.06-21.014

 

А.А. Воинова,

канд. филос. наук, доц.

кафедры социологии и гуманитарных наук

П.Е. Кириллов,

канд. филос. наук, доц.

кафедры социологии и гуманитарных наук

С.В. Рябцев,

канд. филос. наук, доц.

кафедры социологии и гуманитарных наук

Государственный университет «Дубна»

e-mail: parizhanka1@rambler.ru

 

Рассмотрен вопрос дальнейшей траектории развития университета в современном обществе, где информационные и технологические преобразования определяют совершенно новый образовательный дискурс. Подчеркнуто, что когнитивный характер и усиливающаяся роль знаний и, следовательно, образования как важнейшей ценности становятся основными характеристиками нового общества. При этом основной фактор современного производства в отличие от прежних социальных форм оказывается неотделим от его субъекта. Знание конструирует человека, становится его ведущей характеристикой. Как следствие, растут инвестиции в человека: расходы на обучение и образование, повышение квалификации и переквалификации работников. Информация и знания в их новой роли создают тот социокультурный контекст, в котором существует современное образование, в том числе университетское образование. Обоснован тезис о том, что философское осмысление образования в новом обществе исходит из понимания специфики современного мира и положения человека в нем. Поскольку сегодня востребован работник знания, имеющий талант к усвоению информации из разных источников и превращению ее в новое знание, университет ориентируется на эту идею в выборе своей стратегии. При этом в фокусе внимания находится все то же знание как ведущий общественный и личный ресурс. Однако новая специфика образовательного знания как знания, составляющего предмет деятельности университета, его информационная изменчивость, недолговечность и контекстуальность, обусловленные глобальной информатизацией, не могут не повлиять на осмысление специфики современного университета.

Ключевые слова: цифровое общество, общество знаний, идея университета, массовые открытые онлайн-курсы, интеллектуализация общества, процессы информатизации.

Литература

  1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: НИУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  2. Санто Б. Инновация и глобальный интеллектуализм // Инновации. 2016. № 9 (96). С. 33–48.
  3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2006. 387 с.
  4. Davenport T.H. Thinking For A Living: How to Get Better Performance and Results From Knowledge Workers. Boston: Boston Press, 2005. 187 р.
  5. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010. 784 с.
  6. Воинова А.А. Российское образование в международных рейтингах: цель и средство // Гуманитарный вестник. 2017. Вып. 11 (61). URL: http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2017-11-485
  7. Cortada J. Rise of the knowledge worker. NJ.: Princeton, 1975. 264 p.
  8. Калхун К. Университет и общественное благо // Экономика образования. 2008. № 1. С. 7–28.
  9. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. New York: Princeton, 1962. 28 р.
  10. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998. 218 с.
  11. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование-2030: аналитический доклад / под ред. В.С. Ефимова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. 182 с.
  12. Воинова А.А. Университеты третьего поколения в современных социально-экономических условиях // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 3. С. 24–29. DOI: 10.20339/AM.03-18.024
  13. Задонская И.А. История развития университетского образования // История университетского образования в России и международные традиции просвещения: Альманах. СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2005. C. 141–147.
  14. Ашкеров А. Экспертократия. Управление знаниями: производство и обращение информации в эпоху ультракапитализма. М.: Европа, 2013. 170 с.
  15. Ридингс Б. Университет в руинах. М.: НИУ ВШЭ, 2010. 304 с.
  16. Barnett R. Imagining the University. Oxford: Oxford University Press, 2013. 135 р.
  17. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 392 с.
  18. Деррида Ж. Университет глазами его питомцев // Отечественные записки. 2003. № 6. URL: http://www.strana-oz.ru/2003/6/universitet-glazami-ego-pitomcev
  19. Петрова Г.И. Классический университет в неклассическое время. Томск, 2010. 198 с.
  20. Покровский Н., Иванченко Г. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки. М.: Логос, 2008. 408 с.
  21. Согомонов А. Меняющаяся прагматика знания и университетская идентичность в эпоху «высокой» современности // Отечественные записки. 2014. № 2 (3). С. 99–108.
  22. Prensky M. Teaching Digital Natives: Partnering for Real Learning. Washington: Washington Press, 2010. 154 р.
  23. Петрова Г.И., Стаховская Ю.М. Когнитивный менеджмент — инновационная стратегия теорий управления в информационном обществе // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2010. № 2. С. 102–120.
  24. Ритцер Дж. Макдональдизация общества. М.: Праксис, 2011. 592 с.
  25. Никитин А.П. Макдональдизация высшего образования // Идеи и идеалы. 2018. № 3. Т. 2. С. 218–236.
  26. Ямпольская Л.И. Концептуализация классической «идеи университета» в неклассическом варианте. Томск: СТТ, 2014. 223 с.