УДК 325-028.42
https://doi.org/10.20339/AM.05-21.087
Н.С. Зимова,
доц. кафедры социального конструирования
ORCID: 0000-0003-0545-6317
e-mail: nzimova@mail.ru
А.С. Вантяева,
аспирант
ORCID: 0000-0002-1539-3025
e-mail: vant-anastasia@mail.ru
Высшая школа современных социальных наук (факультет)
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Исследована проблема учебной миграции как распространенного явления в современном мире. Ежегодно несколько миллионов студентов мигрируют по планете в поисках наиболее качественного образования. Поскольку иностранные студенты являются очень привлекательной категорией мигрантов сразу по многим показателям, университеты начинают вести настоящую «борьбу за таланты», пытаясь привлечь умную и амбициозную молодежь. Цель данной статьи состоит в изучении современных тенденций учебной миграции и анализе процесса интеграции иностранных студентов на территории Российской Федерации. Для достижения цели использовались традиционные методы исследования: авторами произведен анализ вторичных данных и глубинное интервью, респондентами которого выступили иностранные студенты, обучающиеся в российских вузах. Результаты исследования расширили общие представления о современных тенденциях учебной миграции. Путем анализа вторичных данных авторам удалось подтвердить активный рост числа иностранных студентов в РФ и зафиксировать экономические эффекты, получаемые российскими университетами благодаря притоку иностранных студентов. По результатам интервью удалось выделить факторы учебной иммиграции, а также выявить основные трудности, с которыми столкнулись иностранные студенты в период адаптации на территории РФ. Полученные в процессе исследования данные использованы для составления рекомендаций по совершенствованию российской государственной политики в сфере учебной миграции, которые в последующем должны способствовать не только привлечению иностранных студентов в страну, но и их желанию остаться в ней после обучения.
Ключевые слова: учебная миграция, адаптация иностранных студентов, факторы миграции, иммиграция в Россию, миграционные эффекты.
Литература
1. Internationally mobile students. Migration data portal. URL: https://migrationdataportal.org/themes/internationalstudents (accessed on: 20.03.2020).
2. Inbound Students in Select Countries 2018. The Power of International Education. URL: https://www.iie.org/en/Research-and-Insights/Project-Atlas/Explore-Data/Current-Infographics (accessed on: 18.03.2020).
3. Самофалова Е.И. Особенности изучения образовательной миграции в работах зарубежных авторов // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2015. № 1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-izucheniya-obrazovatelnoy-... (дата обращения: 18.05.2020).
4. Митин Д.Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2010. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-uchebnaya-migratsiya-p... (дата обращения: 18.05.2020).
5. Рашидов Х. Образовательная миграция и непрерывное образование // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-migratsiya-i-nepreryvn... (дата обращения: 11.06. 2020).
6. Письменная Е.Е. Социальные последствия учебной иммиграции в Россию: вопросы теории и методики исследования: Автореф. дисс. ... д-pа социол. наук: 22.00.03. М., 2009. С. 3.
7. Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Влияние образовательной миграции на экономическое развитие Российской Федерации // Ректор вуза. 2015. № 5. С. 38–42.
8. Воробьёва О.Д., Гребенюк А.А., Лебедева Т.В. Учебная миграция в Российской Федерации: региональная дифференциация и вклад в социально-экономическое развитие регионов // Миграция и социально-экономическое развитие. Международный научно-практический журнал. 2019. № 3. С. 78–84.
9. Вершинина И.А., Курбанов А.Р., Панич Н.А. Иностранные студенты в России: особенности мотивации и адаптации // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 106 (6). С. 94–102.
10. Лебедева Т.В., Субботин А.А. Особенности адаптации иностранных студентов в МГУ: достижения, проблемы, перспективы // Философия хозяйства. 2019. № 5. С. 235
11. Витковская М.И., Троцук И.В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2004. № 6-7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-inostrannyh-studentov-k-us... (дата обращения: 15.04.2020).
12. Андрюшина Е.В., Луценко Н.О. Влияние современной российской государственной образовательной политики на процессы образовательной миграции // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 66. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sovremennoy-rossiyskoy-gosudarstvennoy-obrazovatelnoy-politiki-na-protsessy-obrazovatelnoy-migratsii (дата обращения: 01.04.2020).
13. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М.: Диалог-МГУ, 1999. 370 с.
14. Morosanu L., Fox J.E. “No smoke without fire”: strategies of coping with stigmatized migrant. Ethniticies, 2013. No. 13. P. 439–456.
15. Hayes Tang H.H. Social capital and scientific eminence: an analytical synthesis. British Journal of Sociology of Education. 2006. Vol. 27. No. 5. P. 537.
16. Rumbaut, R.G. Assimilation and its discontents: between rhetoric and reality. International Migration Review. 1997. Vol. 31. No. 4. P. 23.
17. Zhou, Y., Jindal-Snape, D., Topping, K., Todman, J. Theoretical models of culture shock and adaptation in international students in higher education. Studies in Higher Education. 2008. No. 33 Р. 63–75.
18. Perrucci, R., Hu, H. Satisfaction with social and educational experience among international graduate students. Research in Higher education. 1995. Vol. 36. 4. P. 492.
19. Belot, M., Ederveen, S. Cultural barriers in migration between OESD countries. J. Popul Econ, 2012. P. 25.
20. Abbott, A, Silles, M. Determinants of International Student Migration / A. Abbott, M. Silles. DOI 10.1111/twec.12319. The World Economy. 2016. Vol. 39. Iss. 5. P. 621–635. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/twec.12319 (accessed on: 20.03. 2020).
21. Faist, T. Transnationalism. Routledge International Handbook of Migration Studies. S.J. Gold, S. J. Nawin (Eds.). New York, Routledge, 2013. P. 449–459.
22. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Вып. 15. М.: Центр социологических исследований, 2018.
23. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Вып. 7. М.: Центр социологических исследований, 2017. С. 269.
24. Ионцев В.А., Зимова Н.С., Субботин А.А. Проблемы утечки умов в России и государствах — членах Евразийского Экономического Союза // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2017. Т. 25, № 4. С. 512.
Авторы выражают благодарность за помощь в проведении исследования заместителю директора по научной работе Высшей школы современных социальных наук (факультет) МГУ имени М.В. Ломоносова Гребенюку Александру Александровичу; профессору кафедры транспорта и хранения нефти и газа Санкт-Петербургского горного университета Николаеву Александру Константиновичу.