УДК 314/316
https://doi.org/10.20339/AM.05-21.076
Т.К. Ростовская,
д-р социол. наук, проф., заместитель директора
ORCID ID: 0000-0002-7497-4508
e-mail: rostovskaya.tamara@mail.ru
А.М. Егорычев,
д-р филос. наук, проф.
e-mail: chelovekcap@mail.ru
С.Б. Гуляев,
канд. социол. наук, старший научный сотрудник
e-mail: sviatoslav2004@mail.ru
Институт демографических исследований
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН)
Рассматривается проблема развития человека и общества по пути, предначертанного свыше. Авторы стоят на позиции, что только через социальный контакт, общение и сотрудничество в духе надежды на счастливое будущее человек и человечество смогут достигнуть своего истинного предназначения и величия, станут обществом любви и согласия, где в отношениях будут полностью отсутствовать признаки насилия и тревоги за будущее. Авторы отмечают, что именно акт социального взаимодействия (социальный контакт), в своей основе опирающийся на принципы любви, доверия, понимания и согласия, способен изменить и человека, и все общество. Несмотря на сложнейшую ситуацию, связанную с пандемией и длительной самоизоляцией, в российском сообществе проявился дух социального единства, стремление к укреплению социальных контактов, поддержки ближнего, попавшего в трудную жизненную ситуацию.
Ключевые слова: контакт, социальный контакт, адаптация, адаптационные возможности человека, самоизоляция, общение, современное искусство.
1. Акимова М.К., Персиянцева С.В. Влияние субъективных оценок значимости проблемных ситуаций на механизмы социального взаимодействия // Вестник РГГУ. 2018. № 1 (11). С. 89–98.
2. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Академический проект, 1997. 335 с.
3. Богатырева Ж.В., Шутилова М.Ф. Влияние музыки на человека // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7-2. С. 181–183.
4. Богдан Н.Н., Самсонова Е.А. Эмоциональное выгорание у преподавателей вузов: способы выявления и предупреждения // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6-2 (96). С. 170–175.
5. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Ленинград: Наука, 1989–1996.
6. Желобов А.П., Федоренко Н.В. В поисках «Человеческого»: гуманизм и антропоцентризм // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2017. № 1. С. 247–257.
7. Зарубина Е.В., Петрова Л.Н. Технологии и методы адаптации человеческих ресурсов //Аграрное образование и наука. 2016. № 4. С. 33–39.
8. Иезуитов А.Н. Философия взаимодействия — XXI век // Вестник Российского университета дружбы народов. 2006. № 1. С. 5–10.
9. Кирилова С.А. Эмоциональное выгорание педагога в условиях вынужденного перехода к дистанционному обучению: причины и профилактика // Научное мнение. 2020. № 7–8. С. 76–82.
10. Миронова О.И. Социально-психологическая концепция вынужденных контактов: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2014. 42 с.
11. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 118–127.
12. Полозова Т.А. Духовно-личностное восприятие произведений искусства — вечный источник и предпосылка движения к вершине человеческого развития // Акмеология. 2002. № 3 (4). С. 67–77.
13. Поломошнов А.Ф. Кризис гуманизма в российском обществе // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2019. № 1-2 (31). C. 27–33.
14. Почепцов Г.Г. Фатическая метакоммуникация // Семантика и прагматика синтаксических единств: межвуз. темат. сб. Калинин: КГУ, 1981. С. 52–59.
15. Ромм М.В. Cоциализация и социальная адаптация личности: проблема демаркации // Вопросы воспитания. 2010. № 1 (2). С. 39–45.
16. Социальные контексты здоровья. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2020. 263 с.
17. Станкин М.И. Психологические способы установления контактов между людьми. Воронеж: МОДЭК, 2006. 397 с.
18. Тахтарова С.С. Коммуникативные категории в когнитивно-дискурсивной парадигме // Вестник Волгоградского государственного университета. 2017. № 2. С. 189–196.