УДК 378-042.4:004
https://doi.org/10.20339/AM.05-21.040
Н.И. Лобанова,
канд. филос. наук, доц.
Л.В. Логунова,
канд. филос. наук, доц.
Кафедра философии и социологии
Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева
e-mail: nanakrasnoyarsk@yandex.ru
Представлено исследование проблем, возникающих в сфере массового высшего образования (уровень: бакалавриат) вследствие перевода обучения в дистанционный формат. Данная задача реализуется на основании изучения мониторинга активности преподавателей и студентов КГПУ имени В.П. Астафьева в электронной университетской среде (Moodle), а также анализа образовательных практик, используемых преподавателями в процессе дистанционного обучения, и моделей поведения студентов в новой для них ситуации тотального электронного обучения. В исследовании рассматриваются две группы проблем: проблемы, связанные с деятельностью преподавателей в электронной университетской среде, и проблемы, связанные с активностью студентов в цифровом образовательном пространстве. В результате анализа выявляется ряд вопросов, требующих решения, а именно: необходимость разработки электронной дидактики, раскрывающей возможности дистанционного обучения, проектирования соответствующих методов обучения и систем оценивания, и трансформация образовательных программ с учетом формирования soft skills, необходимых для продуктивной работы студентов в электронном образовательном пространстве.
Ключевые слова: дистанционное обучение, пандемия, электронная дидактика, «цифровой разрыв», электронная образовательная среда (Moodle), образовательные практики.
1. Abreu, J.L. (2020) Tiempos de Coronavirus: La Educación en Línea como Respuesta a la Crisis. Daena: International Journal of Good Conscience, 15(1), 1–15. URL: https://bit.ly/3aM9LM6 (accessed on: 10.02.2021).
2. Adam, T. (2020) The privilege of pivotonline: A South African perspective Open Development & Education. URL: https://opendeved.net/2020/04/22/the-privilege-of-pivotonline/ (accessed on: 10.02.2021).
3. Ali, W. (2020). Online and remote learning in higher education institutes: A necessity in light of COVID-19 pandemic. Higher Education Studies, 10(3), 16–25. URL: https://doi.org/10.5539/hes.v10n3p16 (accessed on: 10.02.2021).
4. Bozkurt, A. & Sharma, R.C. (2020) Emergency remote teaching in a time of global crisis due to CoronaVirus pandemic. Asian Journal of Distance Education 15(1) i–vi. URL: https://doi.org/10.5281/zenodo.3778083 (accessed on: 10.02.2021).
5. Crawford, J., Butler-Henderson, K., Rudolph, J., Malkawi, B., Glowatz, M., Burton, R. et al. (2020) COVID-19: 20 countries: higher education intra-period digital pedagogy responses. Journal of Applied Learning & Teaching, 3(1) 1–20. DOI: 10.37074/jalt.2020.3.1.7 (accessed on: 10.02.2021).
6. Falloon, G. (2020) From digital literacy to digital competence: the teacher digital competency (TDC) framework. Education Tech Research Dev 68, 2449–2472. URL: https://doi.org/10.1007/s11423-020-09767-4 (accessed on: 10.02.2021).
7. Kumar, K., Zindani, D., Davim, J.P. (2020) Digital Thinking in Education. In: Design Thinking to Digital Thinking. Briefs in Applied Sciences and Technology. Springer, Cham. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-030-31359-3_5 (accessed on: 10.02.2021).
8. Tadesse, S. & Muluye, W. (2020) The Impact of COVID-19 Pandemic on Education System in Developing Countries: A Review. Open Journal of Social Sciences, 8, 159–170. Doi: 10.4236/jss.2020.810011 (accessed on: 10.02.2021).
9. Tudor, S.L. (2020) E-inclusion versus digital divide — a challenge for Romanian educational system within the context of CORONAVIRUS pandemic growth. Educația Plus 26(1)374–381. DOI: 10.24250/JPE/1/2020/SLT/AMP (accessed on: 10.02.2021).
10. Sahu, P. (2020). Closure of Universities Due to Coronavirus Disease 2019 (COVID-19): Impact on Education and Mental Health of Students and Academic Staff. Cureus, 12(4), e7541. URL: https://doi.org/10.7759/cureus.7541 (accessed on: 10.02.2021).
11. Schmidt, J.T., Tang, M. (2020) Digitalization in Education: Challenges, Trends and Transformative Potential. In: Harwardt M., Niermann PJ., Schmutte A., Steuernagel A. (Eds) Führen und Managen in der digitalen Transformation. Springer Gabler, Wiesbaden. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-658-28670-5_16 (accessed on: 10.02.2021).
12. Sinelnikov-Murylev, S.G. (2020) Prospects for the Higher E-education System's Development in the Pandemic (April 17, 2020). Monitoring of Russia’s Economic Outlook. Moscow. IEP. No. 6. P. 5–19. URL: https://ssrn.com/abstract=3584037 (accessed on: 10.02.2021)
13. Strielkowski, W. (2020) COVID-19 Pandemic and the Digital Revolution in Academia and Higher Education. Preprints 2020040290. URL: https://doi: 10.20944/preprints202004.0290.v1 (accessed on: 10.02.2021).
14. Zaharah, Z. & Kirilova, G.I. (2020) Impact of Corona Virus Outbreak Towards Teaching and Learning Activities in Indonesia. Jurnal Sosial dan Budaya Syar-i 7(3) 269–282. URL: https://doi.org/10.15408/sjsbs.v7i3.15104 (accessed on: 10.02.2021).
15. Zhou, L., Wu, Sh., Zhou, M., & Li, F. (2020) School’s Out, But Class’ On', The Largest Online Education in the World Today: Taking China’s Practical Exploration During The COVID-19 Epidemic Prevention and Control As an Example (March 15). Best Evid Chin Edu 2020; 4(2):501–519. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3555520 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3555520 (accessed on: 10.02.2021)/